ВладкаВ современной культуре принято скрывать и подавлять свои эмоции, не выражать свои истинные чувства. Вместо этого полагается носить маску, а лучше все время улыбаться. Ребенка воспитывают в запретах на выражение эмоций: «не плачь», «не кричи», «не бегай», «не шуми», «сиди тихо и спокойно», «не гримасничай»; запрещают «проявлять» гнев, ярость, и агрессию вообще. Любая эмоция – это энергия, и, по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает. Поэтому можно подавить выражение эмоции, но нельзя ее уничтожить. Она остается жить глубоко в человеке, будучи непроявленной, и не исчезает до тех пор, пока не будет выражена вовне.

ЭМОЦИИ. Что такое «эмоция»? Слово emotio предполагает действие (предлог e – «наружу, вовне», motio – «движение» ), и в этом смысле эмоция («движение наружу» ) – универсальное проявление всех форм жизни. Еще Чарльз Дарвин в своей книге «Выражение эмоций у человека и животных» писал: «Выразительные движения лица и тела крайне важны для нашего благополучия». Позднее Зигмунд Фрейд обнаружил, что терапевтический эффект достигается лишь при переживании эмоции. Каждая эмоция, по-своему, переживается нашим телом. От радости — «распирает грудь», от обиды — «в груди все сжалось», от отвращения — «живот выворачивает», от стыда – хочется «сгореть» (жжение в области диафрагмы), а от страха — «живот сводит». Эмоция всегда требует выражения мимикой (лицевые мышцы), жестами (преимущественно мышцы рук и плечевого пояса), движениями корпуса (мышцы всего тела). Но для выражения эмоции необходима и энергия, обеспечиваемая глубоким дыханием. Поэтому для нормального выражения эмоций необходимы свободное, пластичное состояние мышц лица и всего тела, свободное, легкое и глубокое дыхание. Все считают, что злиться плохо и неправильно и пытаются избежать этого чувства, нередко в ущерб собственному благополучию. Дети в очень раннем возрасте понимают, что недовольство таит в себе опасность, поэтому не получают навыка здорового и адекватного проявления этой нормальной человеческой эмоции. Но именно из гнева произрастает большинство проблем. Гнев — это выражение собственной значимости, которая снижается при попытке сдерживать свои чувства. Маленькие дети могут казаться разгневанными, тогда как на самом деле они лишь пытаются удовлетворить собственные потребности и позаботиться о себе. Эмоции ребёнка формируют его внутренний мир, его сущность. Если чувства не находят поддержки, это переносится на отношение к нему самому. Если эмоции встречают презрение, если их игнорируют, высмеивают или критикуют, ребёнок чувствует себя отвергнуты. И даже находя способы проявить свои чувства в угоду здоровым потребностям организма, он все равно убеждён, что он плохой и что с ним что-то не так. Ребёнок не выбирает эмоции сознательно-они возникают сами. В смятении он считает, что не имеет права на них, а когда чувства все же проявляются, он переживает, что нарушил запрет, в особенности если эти эмоции и он сам причиняют родителям столько беспокойства, вызывают их неодобрение и резкость. Чем глубже впитывает ребёнок негативное отношение к себе, тем сильнее он ощущает утрату своего ,,Я». Ребёнок начинает сдерживать и ограничивать процесс собственного роста. Он блокирует чувства, держит мышцы в постоянном напряжении,не допускает проявления эмоций и скрывает свои мысли. Ребёнку комфортно существовать в условиях принятия, одобрения и любви. В раннем возрасте, когда ребёнок ещё достаточно гармоничен,он может разозлиться на мать,что будет встреченно неодобрением и неприязнью, похожей на потерю любви. Малыш начинает понимать,что проявление гнева для него опасно и что нужно сделать все возможное,чтобы избежать подобной угрозы в будущем.Так как гнев неизбежен,ребёнок пытается выработать схему действий на случай его возникновения.Как правило,он решает загнать свои чувства как можно глубже,чтобы спрятать их внутри себя.Из детей,которые научились глубоко прятать свои чувства,вырастают взрослые,которые так же не умеют читать свои эмоции и тем самым не могут научить выражать их правильно своих детей.Получается замкнутый круг))))) А тем самым,если же мы сдерживаем внешнее выражение наших эмоций, скрываем их от людей, то достигаем этого, лишь блокируя их выражение собственными мышцами. Вмешиваемся в нормальную работу собственного организма блокируя движения мышц. Если какое-то чувство очень сильно, и мы долго и давно его сдерживаем – формируются мышечные блоки, которые, в свою очередь, нарушают вообще всю работу соответствующего сегмента тела, а не только выражение конкретного чувства. Подавляется выражение эмоции путем напряжения мышц и блокирования сегментов тела соответствующих данной эмоции. Во многих случаях блокируется не только выражение конкретной эмоции, но и эмоциональность вообще, путем снижения энергетической подпитки организма — ослабления глубины дыхания. Это часто сопровождается предрасположенностью к простудным заболеваниям. В основе блокирования дыхания лежит неосознаваемый страх получить такой поток энергии, который пробьет все мышечные блоки, и эмоции выйдут наружу.

ПОСЛЕДСТВИЯ сдерживания эмоций. Что происходит с нами при сдерживании себя, ограничении в выражении чувств и эмоций? Незаметно для нас это приводит к тому, что:
• формируются неврозы,
• возникает тягостное ощущение, что живешь не своей жизнью,
• делаем не то, что хотим,
• страдаем, оправдываясь тем, что, якобы, «все так живут», «ничего не поделаешь» и т.п.
• наши близкие недополучают от нас любви и нежности, которые мы просто не умеем выразить
• «глотаем обиды», вместо того чтобы дать отпор, и т.д.

Заблокированная энергия «циркулирует» внутри нашего тела в поисках выхода. Человек продолжает испытывать импульсы невыраженных эмоций, но борется с ними. В результате тело, вместо того чтобы приносить радость и удовольствие, приносит боль и страдание, «зарабатывает» болезни (психосоматика). Человек отворачивается от собственного тела, предает его (одна из книг известного психотерапевта А.Лоуэна так и называется — «Предательство тела»). Что кроме вреда может принести человеку игнорирование его разумом его собственного тела? Наши тела отражают наши переживания. Пример. Чувство обиды «сдавливает» грудь независимо от того, показывает человек свою обиду людям или не показывает. Через некоторое время, если, будучи невыраженной, обида не проходит, может возникнуть боль в спине между лопатками. Можно пойти к массажисту, но процедуры принесут лишь временное облегчение. Ему даже могут поставить неверный диагноз — «остеохондроз грудного отдела». Но пока он не снимет грудной блок и не выдаст свою обиду, спина не пройдет… Пример. Повышенный контроль разумом над эмоциями приводит к формированию шейного блока. «Зажатая» шея, в свою очередь, приводит к сутулости, боли в шее, заболеваниям верхних дыхательных путей, хроническим простудам. (О том, что происходит при этом с голосом, мы расскажем позже). Может ли помочь массажист? Опять будет ошибочный диагноз «остеохондроз», но теперь уже «шейного отдела». А ведь этот человек может научиться выражать свои эмоции, и перестать зажимать свой крик, плач («ком в горле застрял»)…

В заключении хочу ещё отметить, что только в ваших руках ,руках взрослых, родителей лежит большая »задача,, научить своих детей правильно выражать свои чувства, эмоции, проговаривать их вслух не закапывая глубоко внутри своего «тела». Ведь ребёнок рождается чистым, как белый лист бумаги, он не знает, что с ним происходит внутри и как с этим справляться……Научите его!!!
P.S: Чтобы откусить яблоко, мы используем агрессию.

Педагог-психолог Киселева Оксана Николаевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры