Звукотерапия для детей

Доклад на городском методическом семинаре

«Обучение чтению дошкольников по методу Монтессори» ( март 2010г.).

Воспитатель МДОУ

« Детский сад комбинированного вида № 14»

 

Загидулина Ирина Сергеевна

 

Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений:

музыкотерапия,

словотерапия,

совершенствуется методика лечения ультразвуком,

а также всем известны лечебные свойства естественных звуков природы.

В нашем детском саду с детьми раннего возраста мы используем звукотерапию утром перед завтраком, для положительного настроя детей на день. Давайте рассмотрим, какую роль играет издаваемый ребенком звук.

Позволить себе кричать громко, выражать свой восторг или гнев открыто могут только дети. Когда ребенок громко кричит – просто так, а на лице его написан восторг, не нужно его останавливать, внушая, что он плохо себя ведет. В крике выражается жажда открытости, расслабленности, желание быть громким, а значит сильным, желание быть услышанным. Дайте ему самовыразиться – это целебная процедура.

Первый крик ребенка – совершенно необходимое условие его появления на свет. Он символизирует переход ребенка из одного мира в другой – из безопасного «маминого» в пока еще незнакомый, а потому пугающий. Кроме того, крик для ребенка – это единственная возможность согреться в холодном внешнем мире.

Кстати, во многих психологических техниках есть специальное упражнение – войти в состояние первородного крика, как бы «поорать ребенком», чтобы снять все психологические зажимы. Это очень полезное упражнение, особенно в пожилом возрасте. Во время крика активизируется внутренняя энергия и за счет этого восстанавливается нарушенная терморегуляция.

Когда малыш учится говорить, сначала он произносит простые и более мягкие звуки. Детское «гуление» и «воркование» несет очень мягкую энергию, и если ребенок вволю не «гулил» в младенчестве, во взрослой жизни ему будет сложно проявлять чувство любви, быть ласковым. А без этого человек не может быть счастливым. Люди с жестким характером, как правило, не очень счастливы. Когда ребенок осваивает тот или иной звук, взрослые должны вместе с ним участвовать в этом процессе творений.

Ребенка надо научить правильно взаимодействовать со звуками. Резкие звуки пугают детей, делают их тревожными. Слушая оглушающую музыку, человек не может усидеть на месте. Есть два способа выдержать испытание громкими звуками – либо начать активно двигаться, либо научиться от них защищаться. Поэтому не стоит останавливать ребенка, когда он, слыша резкие звуки, начинает бегать, прыгать или кричать: чтобы испуг выразить, его надо сделать видимым. Если этого не происходит, напряжение и страх остаются внутри, и в дальнейшем любой сильный звук будет пугать его.

Московский психолог, член Российской профессиональной психотерапевтической лиги Елена Котленко является автором оригинальной методики звукотерапии, она говорит: «Если вы ищите безопасный оздоровительный метод, не нужно далеко ходить. Ваша собственная внутренняя звуковая система (слуховой и голосовой аппарат) исцелит вас».

Наш голос является камертоном нашего организма. Если его заставить звучать особым образом, то возникает биоакустический резонанс, и все клетки и органы начнут звучать в унисон. Унисонное звучание гармонизирует организм, приводит его в порядок.

Наше ухо воспринимает звуки в широчайшем диапазоне – от 16 до 20000 герц. В зависимости от волны и прочих характеристик звуки обладают успокаивающим или раздражающим эффектом. Высокочастотные звуки (от 3000 до 8000 герц) плохо действуют на мышление, воображение, память, выводят из равновесия, вызывают головную боль. От низких (от 125 до 750 герц) возникает головная и сердечная боль, непроизвольно сокращаются мышцы. Они мешают сконцентрироваться или успокоиться. А вот звуки среднечастотного диапазона (от 750 до 300 герц) комфортны для человека – нормализуют сердечную деятельность, дыхание, эмоциональный фон.

Мы можем сами создавать «положительно заряженные звуки, используя возможности собственного голоса. Такие звуки помогают, например, снять мышечное напряжение, в частности с мышц челюстей, гортани и горла.

Звучание голоса человека накладывает отпечаток на его восприятие окружающими. Некоторые люди вызывают у нас негативные эмоции, но мы не можем понять, в чем дело – вроде бы человек вежлив, приветлив, умен… но оказывается у него есть обертоны (колебания звуков) в голосе, вызывающие неприятные ощущения, которые переносятся на самого человека.

Звучание голоса говорит о нашем самочувствии. Хриплые, трескучие, сиплые голоса свидетельствуют о болезни. Чем звонче, чище, гармоничнее звуки, которые произносит человек, тем лучше его здоровье.

Характер человека тоже можно определить по тому, как он говорит. Человек с тихим голосом и в жизни не позволяет быть себе громким. Он не может защитить себя в ситуации, когда нужно активно проявиться через громкий звук. Можно провести своеобразный тест: людям, не уверенным в себе, трудно произнести звук «р-р-р», зарычать, как хищник.

Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. Например, при произнесении звука «и» вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух.

Доктор тибетской медицины В. Востоков так рекомендует произносить звук «и»: «Попробуйте издать сильный и пронзительный звук «и-и», раздвинув губы, как в улыбке. Делайте это не в виде пения, а скорее в виде крика издалека, Звук должен быть ровным и одной высоты в начале, середине и конце. Нельзя начинать мощно, а заканчивать слабым писком. Остановитесь раньше, чем вам не хватит дыхания, так как перед концом звука всегда должен оставаться небольшой запас воздуха. Отдохните и повторите 2-4 раза. Вначале не больше. Постепенно вы заметите воздействие колебаний на голову, возникнут очень приятные ощущения. Это помогает очистить мозг, глаза, нос, уши»

Давайте и мы попробуем протянуть звуки….

А с нашими детками мы проговариваем и тянем звуки, используя песенки, потешки, стихи.

Литература:

  1. Т.А. Карпова, магистр народной медицины, профессор, академик МАЭН,
    ректор Международной академии социальной экологии;
  2. “Энциклопедия традиционной народной медицины” Москва, ООО “Издательство АСТ”: “Сопричастность” 2002 г.
  3. © Здоровье-МЭИ 2000г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры