Способы формирования социальных умений

в разновозрастной группе Монтессори-детского сада.

Важнейшим методологическим основанием педагогической системы М. Монтессори является классический постулат педагогики — идея природосообразности. Эту идею не без основания ставят в центр своего внимания все, изучающие творчество М. Монтессори и ее современные последователи и интерпретаторы. Но эта педагогическая система потому и оказалась жизнеспособной до сих пор, в новом столетии вызывает интерес как теоретиков, так и практиков образования, что организованный ею воспитательный процесс еще и «культуросообразен». Он блестяще социализирует детей. У них успешно складываются важные социальные умения: ориентироваться в практической жизненной ситуации, включаться в общение с ровесниками или взрослыми, делать выбор, самостоятельно принимать решение, высказывать свое мнение, улаживать конфликт, оказывать помощь.

Педагоги начинают работу с изучения индивидуальных особенностей детей. Основной метод – наблюдение.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, долгое отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т.д.

Поэтому, прежде всего, создаем положительное впечатление о детском саде, чтобы он посещал его с желанием. Создаем атмосферу тепла, доброты и внимания в группе.

В начале учебного года проводим игры, направленные на знакомство детей между собой и воспитателем. («Давайте познакомимся», «Прохлопай свое имя», «Назови соседа ласково», «Чей голосок?»). Игра: «Снежный ком» способствует запоминанию имён всех участников группы. А игра: «Встаньте все те, кто..» направлена на возможность поближе узнать друг друга, на развитие внимания и наблюдательности. Песенка «Мы очень рады…» способствует пониманию детьми того, что каждый ребенок значим в этом коллективе.

Для объединения, эмоционального сближения детей используем коммуникативные игры. С их помощью дети учатся говорить друг другу комплименты, здороваться, ласково называть по именам и даже просто улыбаться друг другу. Эти игры требуют большого внимания к другим.

Они могут проводиться один или два раза в день в зависимости от того, как педагоги запланировали работу. Коммуникативные игры хороши тем, что могут быть включены практически в любое общее занятие, быть его началом или завершением, они объединяют детей, создают необходимую атмосферу общности, близости, принятия друг друга.
Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники неспособны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Казалось бы, при всей простоте – распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний и уровня развития. Ведь чем больше ребёнок знает, какие бывают эмоции, тем правильнее он поймёт состояние другого. Для этого в группе есть хорошая традиция – круги у свечи. Дети рассказывают о своем настроении, о том, что их волнует, учатся говорить, чем сегодня занимались, чему научились и что больше всего понравилось. Особое внимание уделяем традиции празднования дня рождения. В этот день ребята своими руками делают имениннику подарки, звучат поздравления и поется «Каравай».

Наблюдая за игрой детей можно увидеть, как совершенствуется у детей культура поведения, умение обращаться друг к другу в вежливой форме. Нас радует, что ребята играют очень дружно, не смотря на разный возраст. Всем находится место в игре, и малышам и старшим. Во время обсуждения сюжета игры, и распределения ролей формируется умение вежливо и доброжелательно договариваться, уступать друг другу, иногда умение отказываться от личных желаний, контролировать свои эмоции. Бывают ситуации, когда дети не находят нужные способы поведения, особенно сложно это малышам. Поэтому учим старших быть терпеливыми, внимательными, помогать младшим, быть примером для них.

В ходе творческих игр между детьми возникают конфликты, очень важно научить решать их. Для этого необходимо выслушать детей, обязательно «озвучить» их желания, потребности или затруднения. Побудить сказать о своём желании или проблеме, затем спросить: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?». Ждем, чтобы дети первыми предложили решение, и только затем высказываем свои варианты. Возникающие конфликтные ситуации используем конструктивно, в качестве упражнений для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Такой способ разрешения конфликта приглашает к сотрудничеству и помогает создать атмосферу взаимного уважения.
В детском саду есть хорошая традиция, каждой осенью мы всем детским садом отправляемся на экскурсию в лес. Наблюдаем красоту осенней природы, воспитываем бережное, заботливое отношение к живой природе. Проводим экскурсии по городу, закрепляем правила дорожного движения. Дети с удовольствием посещают музыкальную школу, библиотеку, различные выставки, организуемые в Д.К. Октябрь. Проживая тему «Мой детский сад» проводим экскурсии по детскому саду. Знакомимся с работниками детского сада, их трудом. Все эти мероприятия способствуют закреплению навыков культурного поведения.
Организуя выставки по теме «Мой край Урал», прививаем любовь к родному краю, его культуре. Активное участие в этой работе принимают родители.

Любая работа не будет успешной без поддержки родителей, поэтому контакт с родителями направлен на то чтобы заинтересовать их, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.
Родители в курсе событий детского сада, поэтому посещают различные общие мероприятия.
Формы взаимодействия с родителями:
— индивидуальные беседы;
родительские собрания;
консультации;
тренинги;
совместная деятельность;
информация для родителей в папках – передвижках;
В начале учебного года проводится анкетирование.
Родители писали сочинение «Портрет моего ребёнка» они помогли узнать особенности ребёнка, стиль общения в семье. Делали «Семейное древо жизни», используя фотографии и рисунки. Участвовали в проектах: «Моя семья» «Воздух», «Человек», «Домашние питомцы» и др.
Проводятся совместные мероприятия с выходом на природу, такие мероприятия сближают родителей и педагогов, а также помогают лучше узнать семьи наших воспитанников.
Тесная взаимосвязь ведется со школой. Мы не теряем связь с нашими выпускниками и их родителями. Прослеживаем начальный этап обучения в школе. Приглашаем бывших воспитанников на праздники, развлечения, походы.
Переход детей из детского сада в школу происходит практически безболезненно. У них легче происходит социальная адаптация к школьной жизни. Дети легко находят общий язык со сверстниками, не боятся и легко идут на контакт со взрослыми, обладают повышенным интересом к учёбе и высоким уровнем самостоятельности выполнения классных и домашних заданий.

Горбунова И.А., воспитатель МБДОУ № 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры