Надежда Егоровна Половикова,

воспитатель МДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 14».

Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение детей с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные учреждения. Сторонники данного подхода считают, что ребенок должен «заслужить» возможность воспитываться и обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычное образовательное учреждение, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все дети независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития воспитываются и обучаются в общеобразовательном классе или группе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.

Так, для всех малышей раннего возраста инклюзия выступает в качестве определенной формы образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи. Именно для всех, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие. Для ребенка с проблемами в развитии она окажется жизненно необходимой, закладывающей основы реабилитационного процесса. Но при коррекционном воздействии на малыша с задержкой созревания сенсомоторных функций следует учитывать его индивидуальные возможности к принятию этой помощи и оказывать ее по всем основным направлениям развития ребенка.
Группа раннего возраста в монтессори-детском саду города Снежинска работает как инклюзивная три года. Мне хотелось бы поделиться нашим достаточно успешным опытом.

При организации инклюзивной группы раннего возраста необходимо соблюдение следующих условий:
1. выстраивание образовательного процесса на принципах монтессори- педагогики;
2. грамотное комплектование группы;
3. обеспеченность педагогами, готовыми к созданию атмосферы принятия, доброжелательного внимания и т.д.;
4. организация психолого-педагогического сопровождения;
5. включенность всех детей в события группы и детского сада;
6. принятие всеми родителями ситуации совместного воспитания детей с разными возможностями здоровья

1. Организация образовательного процесса в группе раннего возраста на принципах монтессори-педагогики началась в нашем детском саду 10 лет назад. Потребовалось время и много усилий, чтобы была выстроена развивающая среда, удовлетворяющая требованиям; чтобы педагоги группы получили необходимое образование; чтобы модель организации образовательного процесса заработала наиболее эффективно. И дети с ограниченными возможностями здоровья появились в нашей группе тогда, когда мы стали готовы к этому.
2.Комплектование. В группе из 15 воспитанников, как правило, 2-3 ребенка – с ограниченными возможностями здоровья. Вхождение в группу – постепенное. Первоначально дети посещают группу 1-1,5 часа 2-3 раза в неделю, постепенно наращивая время пребывания. С первых дней за каждым ребенком наблюдают воспитатели и педагог-психолог, определяя психолого- эмоциональный и интеллектуальный уровень развития, выявляя проблемы и отклонения. К работе с детьми после их полной адаптации подключается учитель-дефектолог и, если требуется, инструктор по физкультуре (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).
3. Педагоги. Монтессори-педагоги – педагоги гуманистической направленности деятельности. Для них принятие ребенка, толерантное отношение к разнообразным особенностям людей, доброжелательное внимание – личностно-эмоциональная основа выстраивания взаимоотношений с каждым ребенком и социальной среды в группе в целом. Именно педагог является в группе примером выстраивания отношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С одной стороны – одинаковая доброжелательность и терпимость ко всем детям, а с другой – демонстрация способов помощи и поддержки ребенка с ограниченными возможностями. Малыши копируют предложенный доброжелательный стиль; проявление терпения, когда у особого ребенка что-то не получается; оказание помощи, когда это требуется. Воспринимается это ими совершенно естественно, как совершенно естественно воспринимается вся их жизнь в группе. Так как поддерживаются доброжелательные отношения, дети с ограниченными возможностями здоровья включены во все события, которые происходят в группе без всякого исключения, малыши играют вместе, помогают друг другу, – выстраивается совершенно естественная атмосфера, когда все приняты, все любимы, каждый выделен, каждому уделено внимание и забота. В этой атмосфере происходит естественное формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отношения к ним как к равным.
Важно, чтобы при реализации модели инклюзивного образования была возможность усилить кадрами группу, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть обеспечить по возможности индивидуальное сопровождение таким детям. Мы работаем втроем, таким образом, чтобы большую часть активного времени, во время утренней свободной деятельности детей в подготовленной среде с детьми было два педагога. При этом один из педагогов больше внимания уделяет особым детям, повторяет презентации, предлагает упражнения, исходя из актуального состояния ребенка в этот день.
Для успешной работы необходимо взаимопонимание между педагогами, их стремление придерживаться единых подходов, обсуждение всех моментов жизни группы.
4. И на первых порах, и сейчас для нас важным является взаимодействие со специалистами. Учитель-дефектолог и учитель-логопед занимаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья индивидуально, с ними мы обсуждаем возникающие проблемы, они подсказывают способы их преодоления. Педагог-психолог не берет детей на индивидуальные занятия, но наблюдает за деятельностью детей, обсуждает с педагогами их актуальное состояние. Три раза в год проходят психолого-медико-педагогические консилиумы всех специалистов детского сада и воспитателей группы, где анализируется динамика развития детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагаются дальнейшие шаги по коррекционной работе с ними.
Такие специалисты как музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, проводя занятия с детьми группы раннего возраста, выдерживают ту же линию построения взаимоотношений на основе любви, принятия, включения каждого ребенка в активную деятельность с учетом его возможностей, состояния, настроения и потребностей сегодняшнего дня. И в этих отношениях нет ни гиперопеки, ни ограничения деятельности, ни выделения детей, как особых, подчеркивания их особенностей. На наш взгляд именно такие отношения должны характеризовать инклюзивную группу. Дети с ограниченными возможностями здоровья на равных участвуют в событиях и праздниках, традиционных походах в лес, к озеру, народных праздниках – Масленице, Сороках, пасхальных играх и других. Как правило, в эти события вовлекаются и родители, что также является немаловажным как для детей, так и для самих родителей.
5. При организации интегрированного обучения следует учитывать и специфическую «российскую особенность»: неподготовленность общества к пониманию проблем детей с психофизическими нарушениями. Так как наш детский сад уже не первый год посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, мы были в курсе того, что выстраивание адекватных отношений с родителями порой проходит труднее, чем с детьми.
В нашем случае м вероятно сработала модель набора детей в детский сад, когда все будущие воспитанники занимаются предварительно в адаптационной группе на основе платных услуг, и с их родителями тоже проводятся занятия. Поэтому родители, как здоровых детей, так и особых малышей совершенно естественно воспринимают совместное воспитание детей с разными психофизическими нарушениями.

Таким образом, опыт группы раннего возраста монтессори-детского сада города Снежинска показывает возможность успешной реализации модели инклюзивного образования при выполнении условий выстраивания образовательного процесса на принципах монтессори-педагогики; грамотного комплектования группы; обеспеченности подготовленными педагогами; организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; принятие родителями ситуации совместного воспитания детей с разными возможностями здоровья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры