Формы работы по развитию

социальных компетенций в разновозрастной группе дошкольников

монтессори-детского сада

Ведущими направлениями развития отечественного образования становятся компетентностный подход и гуманизация образования [9]. Актуальна разработка компетентностного подхода не только для общего, профессионального и высшего образования, но и для дошкольного. В соответствии с Современной моделью образования на период до 2020г. приоритетными направлениями являются развитие креативности, способности к поиску знаний, обеспечение, не только высокой готовности детей к школьному обучению, но и их ранней позитивной социализации [8].

Мы понимаем под социализацией процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта и основных элементов культуры (символов, ценностей, смыслов, норм), осуществляемый в общении и деятельности. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальной компетентности (формирование социальных знаний, качеств, свойств, деяний, умений), благодаря чему, человек становится полноценным участником социального взаимодействия, способным к самореализации и осознающим ответственность за судьбы мира, общества. Формирование социальной компетентности происходит на всех этапах развития личности, и каждый следующий этап взросления своей основой имеет предыдущий. Говоря о ранней позитивной социализации, мы имеем в виду безусловную важность формирования социальных компетенций с первых дней жизни ребенка через создание благоприятной социокультурной среды в семье, детских образовательных учреждениях , окружающем ребенка социуме.

Наиболее важными условиями формирования социальной компетентности детей в детском учреждении, развития качеств, умений, навыков, способствующих его адаптации на следующей ступени обучения, как минимум, и адаптации в социуме в конечном итоге, являются:
— продуманная специально созданная и поддерживаемая социокультурная предметно- пространственная развивающая среда, в которой ребенок имеет возможность реализовать свои возможности;
— значимый взрослый, готовый осуществлять взаимодействие с детьми и организовать образовательный процесс на принципах гуманистической педагогики.
Построение образовательного процесса на гуманистических принципах требуют создания условий для самостоятельной активной деятельности детей, в процессе которой ребенок усваивает нормы, правила социума, способы получения знаний, основные элементы культуры (символы, ценности, смыслы). Л.С. Выготский писал, что через общение, совместную деятельность (прежде всего совместный труд) и социальное познание внешняя активность ребенка превращается во внутреннюю психическую, внешние требования становятся внутренними самоограничениями, а мотивы, средства и цели деятельности продуцируются, выбираются самим субъектом, а не задаются другими. И только будучи интериоризированными, вращенными внутрь сознания индивида, знания, нормы, способы поведения и деятельности могут быть экстериоризированы (предъявлены другим людям, включены в совместную деятельность с ними) [3]. В современном дошкольном учреждении используются разнообразные формы работы по развитию социальных знаний и умений – разные виды занятий и игр, организуемых и проводимых педагогом. Но, исходя из всего вышесказанного, позитивная социализация, развитие социальных компетенций будет происходить наиболее эффективно, когда ребенок будет активно участвовать в совместной либо индивидуальной деятельности, самостоятельно осваивать формы труда, получения знаний, выстраивания отношений с другими людьми и осознания себя через деятельность и ее результаты. В практиках детских садов и школ гуманистической направленности (школы Вольдорфская, М.Монтессори, толстовская, С.Френе, и др.) широко используются формы работы с детьми, способствующие ранней позитивной социализации детей. Причем, одним из условий успешности этого процесса является разновозрастность групп.

Мы используем в своей работе педагогическую технологию М. Монтессори [5,6]. Нами опробованы и используются в практике детского сада такие формы работы по развитию различных социальных компетенций, как:
-свободная работа детей в подготовленной развивающей среде с материалами для упражнений в навыках практической жизни, освоению элементарных трудовых умений, а также с развивающими дидактическими Монтессори – материалами;
-индивидуальные и подгрупповые занятия по освоению социально-коммуникативных навыков: умение договориться, попросить о помощи, разрешить конфликт и т.п.;
— уроки социальной жизни, проводимые со всей разновозрастной группой, на которых дети не только обсуждают нравственные поступки, формы культурного общения, но и проигрывают их;
— уроки тишины, специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей;
— движение по линии, также особая форма работы, помогающая детям помимо развития координации движений, умения владеть своим телом, – научиться сдерживать свои порывы, быть сконцентрированным на выполнении действий;
-миникруги, своеобразные общие для всей группы занятия, во время которых проходят коммуникативные игры, помогающие детям сблизиться, принимать друг друга;
-рефлексивные круги, общие занятия, на которых дети группы анализируют свои действия в течение дня или недели, учатся оценивать их.

Свободная работа детей в подготовленной развивающей среде с материалами для упражнений в навыках практической жизни, освоению элементарных трудовых умений, а также с развивающими дидактическими Монтессори – материалами является основной формой обучения, в которой наиболее полно реализуется принцип самостоятельной активной деятельности детей. Именно эта форма работы способствует комплексному развитию социальных компетенций – приобретению умений делать выбор, отвечать за него и за результаты своей деятельности; уметь договариваться, уступать, выстраивать партнерские отношения, самостоятельно разрешать возникающие трудности и конфликты, и т.п.

Уроки социальной жизни, основной целью которых является отработка с детьми способов культурного общения, грамотного разрешения нравственных ситуаций, конфликтов, проводятся со всей группой детей. Это очень важное условие, так как младшие дети разновозрастной группы, которым пока не хватает знаний и умений, чтобы участвовать в работе наравне со старшими ребятами, наблюдают, старательно подражают и усваивают очень многое именно в такой совместной деятельности. Затем они легче усваивают и правила группы, и навыки культурного общения и поведения.
О свободной работе детей, о гибком сочетании ее с индивидуальной и совместной, подгрупповой деятельностью, а также об уроках социальной жизни мною уже были опубликованы материалы [1,2], достаточно много информации о них существует в психолого-педагогической литературе [4-7] и электронных источниках [10-12]. Поэтому, видится важным подробнее рассмотреть такие формы работы как уроки тишины, движение по линии, круги.

Уроки тишины.

Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств. Косвенная цель: научиться владеть своим телом, контролировать движения (неслышно двигаться, совершать разные действия); развивать слуховое восприятие, учиться концентрироваться на задании, данном воспитателем.
Уроки тишины появились в практике Монтессори – детских садов около ста лет назад. Однажды Мария Монтессори заметила, как притихли дети, как они сдерживали свои эмоции, когда в класс внесли грудного спящего ребенка. Это навело ее на мысль использовать уроки тишины для выработки у детей волевых качеств. В настоящее время уроки тишины проходят по нескольким сценариям.
1. Классический урок тишины, разработанный М. Монтессори.
Дети спокойно, в свободной позе сидят за столами. Педагог просит их положить головки на сложенные на столе руки, предупреждая, что сейчас будет урок тишины. Дети, положив головы на руки, не произносят ни звука сами, прислушиваются к окружающим звукам. Через некоторое время, педагог тихо, еле слышно, произносит имя ребенка. Ребенок должен тихо встать и выйти из комнаты. Затем педагог вызывает следующего ребенка и так, пока все не покинут класс.
Длительность урока может быть от одной минуты до 5-7 минут. И это время наращивается постепенно, по мере возрастания у детей усидчивости, терпения.
Мы практикуем такое упражнение (с выходом из группы) после занятий перед прогулкой.
Варианты классического урока тишины могут заключаться во внесении педагогом разных заданий:
-тихо встать и перенести стул на ковер;
-тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, чтобы не нарушать общей тишины в группе и т.п.;
Изменяться может и способ сообщения о наступлении урока тишины: сначала об этом педагог сообщает обычным голосом: «Начинается урок тишины», затем он сокращает свое предупреждение до одного лишь слова «Тишина», причем и громкость голоса понижается. Изменяться может и поза детей. Можно сидеть в кругу на коврике и даже лежать, если позволяют условия.
2. Уроки тишины, направленные на развитие слухового восприятия.
Во время проведения таких уроков детям предлагается прислушиваться к звукам окружающего мира, узнать их. Когда педагог попросит детей назвать, что же они слышали, ребята по очереди рассказывают, сравнивают, стараются догадаться , звук был результатом человеческой деятельности или деятельности природных сил.
Вариант такого урока: педагог заранее готовит предметы и материалы (деревянные призмы, две металлические ложки, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.п.), которые издают разные звуки, и прячет за небольшой ширмой (загородкой). Первоначально он открыто показывает детям приготовленные предметы и материалы, вместе называют их, обсуждают, из чего они сделаны, педагог производит ими звуки и просит детей запомнить. Затем произносит слово «Тишина». Начинается урок тишины. Задача детей сидеть очень тихо и вслушиваться в звуки, производимые педагогом, запоминать их последовательность. Начиная с двух-трех последовательных звуков, довести их до 6-8. По прошествии установленного времени педагог начинает просить детей по очереди подойти и тихо сказать на ушко, что он слышал. Когда скажут все, он рассказывает детям, в какой последовательности и какими предметами и материалами он производил звуки. Дети имеют возможность сопоставить свои ответы и проверить свою внимательность и память. Аналогичные уроки могут проводиться с материалами на развитие слухового восприятия – шумовыми цилиндрами и колокольчиками.
3. Уроки тишины, проводимые во время свободной работы с материалами.
Такие уроки тишины педагог проводит, если видит, что дети в группе стали шумнее обычного, что нарушается привычная рабочая атмосфера. Педагог постепенно приучат детей реагировать на определенный звук, например, звон колокольчика, игра на флейте и т.п., призывающий всех на 1-3 минуты погрузиться в тишину, а затем продолжить свои занятия.

Движения по линии

Основная цель этого упражнения – развитие способности владеть своим телом, контролировать движения, концентрироваться на выполнении упражнений. Косвенная цель – развитие волевых качеств, внимания, развитие чувства ритма, пластичности, точности и грациозности движений.
В группе на полу нанесена линия шириной 6-8 см в форме овала. Воспитатель в конце свободной работы с материалами включает негромкую музыку, и дети, убрав материалы, игры, которыми она занимались на место, выходят на линию и начинают движение по ней. Первоначально дети учатся просто двигаться по линии, не натыкаясь друг на друга, выдерживая определенную дистанцию, не сходя с линии. Для маленьких детей это – непростая задача, выполнение которой требует концентрации внимания, самоконтроля. Педагог постепенно вносит усложняющие элементы в движения детей – меняется ритм, добавляются движения руками, включается движение боком, спиной вперед, а позже – ношение разных предметов, в том числе колокольчиков, стаканов с водой, мячика в ложке и т.п. Растут и возможности ребенка не только во владении своим телом и контроле за движениями, но и в развитии волевых способностей.

Круги

В практике детского сада используются разные общие занятия, проводимые с детьми все разновозрастной группы. Так как для проведения их дети собираются на ковре в круг, чтобы, общаясь, видеть лица друг друга, они и получили названия «кругов». Круги бывают тематические – по направлениям развития ребенка (по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и т.д.); проводятся круги, называемые «уроками социальной жизни», о которых говорилось выше; а также миникруги и рефлексивные круги.

Миникруги

Миникруги названы так из-за их небольшой продолжительности, примерно 10 минут. Они проводятся утром, перед началом свободной деятельности в развивающей среде. Основная цель этих кругов очень важных, на наш взгляд, в плане налаживания социальных отношений, – настроить детей на волну взаимного принятия, доброжелательности, поприветствовать друг друга, сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу. Педагог может включить в план проведения миникруга коммуникативную игру или забавный стишок, поговорку, которые читают все вместе или по ролям. На миникруге кто-то из детей может поделиться новостью, принесенной из дома, показать всем найденный по дороге в детский сад красивый лист или рассказать о прочитанной вечером сказке. Очень важно детям научиться терпеливо слушать, не перебивать, дожидаться своей очереди. Заканчивается круг настроем на спокойную, интересную, дружную работу в уголках и зонах подготовленной развивающей среды.

Рефлексивные круги.

Если задача миникруга – настроить детей на волну доброжелательности и трудолюбия, то задача рефлексивного круга дать возможность детям научиться оценивать свою деятельность, определять и называть свои чувства, которые он испытывал сегодня: радости от того, что научился новому, удовлетворения от того, что помог кому –то, огорчения из-за того, что не все получилось. Рефлексивный круг проводится в конце рабочего дня перед вечерней прогулкой. На нем подводятся итоги прошедшего дня, отмечается, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение, много и с интересом читал и т.д. Необходимо дать оценку своей деятельности с помощью «языка чувств». Педагог помогает детям вспомнить нравственные ситуации, и если они не были разобраны на уроке социальной жизни, то их обсуждают на рефлексивном круге. Заканчивается рефлексивный круг прощанием у свечи, добрыми пожеланиями перед уходом домой.

Представленные формы работы, выполняют разные задачи в развитии социальных компетенций. Наш опыт показывает их эффективность в развитии волевых, рефлексивных способностей, умению выслушать, терпеливо ждать своей очереди, оценивать свою деятельность и свои чувства, умению контролировать себя и с помощью несложных техник регулировать свое настроение, и многому другому. Они несложны в реализации и могут быть использованы в практике ДОУ, работающих по разным образовательным программам, как в разновозрастных группах, так и в группах детей одного возраста.

Литература:
1.Борисова О.Ф. Уроки социальной жизни в Монтессори- детском саду [Текст] / О.Ф. Борисова // Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы, №2 (4), 2007. – с.42 – 44
2.Борисова О.Ф. Условия формирования социальной компетентности дошкольников. [Текст] / О.Ф. Борисова //Вопросы гуманитарных наук, № 2, 2009.
3.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С Выготский – М.: «Педагогика», 1991. -480 с.
4.Каргапольцева, Н.А. Монтессори – образование: проблема социализации и воспитания личности [Текст]:монография /Н.А. Каргапольцева – М.: «Педагогический вестник», 1999. – 184с.
5.Монтессори, М. Дом ребенка: метод научной педагогики. [Текст] / М.Монтессори – М.: Астрель,2006.- 269c.
6.Монтессори, М. Мой метод: начальное обучение. . [Текст] / М.Монтессори – М.: Астрель,2006.- 349c.
7.Основополагающие идеи педагогики Монтессори. Из письменного наследия и сферы практической деятельности [Текст]. – Пер. с нем.- Белгород: Изд-во БГУ, 1998. -224с.
8.«Модель для инновационной экономики: российское образования – 2020» [Электронный ресурс] : доклад. – http://www.hse.ru/data/714/734/1235/education-2020.pdf
9.Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. . [Текст] – М.: Минобрнауки РФ, 2003. – 38 с.
10. www.montessori-center.ru
11. www.montessori-press.ru
12. www.montessori.ru

Борисова Оксана Феликсовна,
заведующий МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 14»
города Снежинска Челябинской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры