Развитие социальных компетенций дошкольников

разновозрастной группы монтессори-детского сада через

проектную деятельность

О.Ф. Борисова,
заведующий МДОУ № 14
г.Снежинск

Переход на компетентностно – ориентированное образование в России был нормативно закреплен в «Программе модернизации российского образования до 2010 года» и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ “О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации” в 2005 г.[4]. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности ребенка, способного стать достойным самостоятельным гражданином общества, способного принимать решения и нести за них ответственность, способного продолжать свое образование в течение всей жизни. Следовательно, разработка компетентностного подхода в дошкольной педагогике становится как никогда более актуальной. Ученые, занимающиеся этим вопросом (Трубайчук Л.В., Чумичева Р.М,. Лебедев Ю.А., Шварцман О.А., Солодянкина О.В. авторский коллектив «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, разработавший программу «Истоки» и др.), привнесли свое понимание термина «социальная компетентность» дошкольника. Нам близка позиция Л.В. Трубайчук, которая видит, что социальные компетенции – «это приобретаемые ребенком данного возраста компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество…, ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к саморегламентации своей активности, к согласованию ее с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему и формируется социальный опыт и социальная зрелость»[5]

Исходя их анализа психолого-педагогической литературы, мы считаем, что социальная компетентность дошкольника – база, на которой будет выстроена социальная компетентность взрослого человека при условии формирования ключевых компетенций. Социальная компетентность – интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой – осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

Ключевые компетенции, из которых складывается социальная компетентность, мы формулируем в плоскости видения этого вопроса А.В. Хуторским, Л.В. Трубайчук: ценностно – смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; коммуникативные; компетенции личностного саморазвития.

В практике дошкольного образования разработаны и успешно реализуются разнообразные методы и формы социального развития детей. Одним из наиболее часто обсуждаемых, но пока еще недостаточно глубоко разработанных относительно дошкольного образования является метод проектов.
Основоположником метода проектов был американский педагог философ и педагог Дж. Дью и его ученик У. Кильпатрик. Первоначально он назывался «методом проблем», так как в основе метода лежит решение какой-либо проблемы. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

По мнению его создателей, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность» Весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
— постановку проблемы;
-составление плана его реализации;
-реализацию запланированных действий;
-оценку его выполнения [3].
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, координатор, «человек, который задает вопросы», фасилитатор, руководитель. По возможности, позиция руководителя и координатора должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. [2]
В начале 19в. С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. Позднее в 20-х годах он нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов – Е.Г. Кагаровой, М.В. Крупениной и других. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связи теории и практики. В 30-х годах этот метод, как и многие другие педагогические методы и системы, был запрещен. Последние годы метод проектов постепенно возрождается. Все чаще и чаще он используется в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования. Начались также и попытки реализации этого метода в дошкольных учреждениях. Анализ психолого-педагогической литературы, электронных источников информации позволяет сделать следующие выводы:
— психолого-педагогические основания реализации метода проектов в ДОУ и анализ получаемых эффектов – крайне мал, опыт не систематизирован и не обобщен;
— в задачах, которые решаются с помощью проектной деятельности педагоги видят, прежде всего, развитие познавательных способностей и творческого воображения;
— выделены классификации проектов по разным критериям, разработаны этапы проведения проектов, определена деятельность педагога по подготовке и проведению проекта;
— разработаны сценарии и конспекты проектов, реализующихся в ДОУ, из которых видно, что метод проектов в образовательной деятельности дошкольного учреждения понимается методистами, педагогами очень разнопланово. Чаще всего проектами называют развернутые интегрированные занятия по закреплению или освоению какой-либо темы, с вовлечением детей в творческую деятельность, которые сами по себе интересны и результативны, но не несут эффектов, заложенных в проективной деятельности. Происходит это потому, что, хотя педагоги и понимают суть метода проекта, но, как правило, считают, что он в основном своем значении (самостоятельная деятельность детей по решению проблемы) не может быть реализован с детьми дошкольного возраста в силу несформированности у них многих мыслительных процессов и продуктивных умений;
— метод проектов в форме самостоятельной и совместной исследовательской деятельности реализуется в группах старшего и подготовительного возраста, в группах младшего дошкольного возраста, чаще носит игровую форму.
— крайне мало описано проектов, осуществляемых в разновозрастных группах, не проведен анализ и обобщение этого опыта.

По словам М.В. Крупениной проект – «это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них. Это детская самодеятельность, активность. Это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Это педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды. Это звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.»[1]

Метод проектов, как он задуман и простроен его основателями, реализует принципы гуманистической педагогики: самостоятельная деятельность, активность ребенка в решении проблем, самореализация личности ребенка, создание для этого педагогом соответствующих условий, поддержка в ребенке стремлений к самовыражению, самообразованию.
Обозначим основные этапы проекта:
1. Постановка проблемы.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
обсуждение путей решения проблемы;
к кому обратится за помощью;
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели и т.п..
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов и подготовка результатов к презентации.
5 Презентация результатов.
В нашем понимании проективной деятельности в дошкольном учреждении важны следующие положения:
1. Постановка проблемы, которая должна быть решена в результате проектной деятельности. Самые ценные проекты – те, где идея или проблема поставлена детьми. Она актуальна, значима для ребенка, а значит он смотивирован на ее решении. Можно назвать такой проект «от детей». Тот проект, где проблема ставится, формулируется педагогом – «от педагога» или «педагогический». Как правило, педагогу проще самому предложить задачу, чем услышать, подхватить и удержать проблему, предложенную ребенком.
2. Роль и участие педагога, его готовность реализовать проект, не навязывая детям свою позицию и свое видение решения проблемы. Здесь важны следующие моменты ведения педагогом проекта:
— услышать в детском вопросе возможность разворачивания проекта и подхватить его;
— помочь детям сформулировать проблему и наметить пути ее решения;
— предложить детям самим выбрать способ реализации намеченных путей и поддержать их идеи, даже самые невероятные. Обсуждая с ребенком конкретные этапы и способы деятельности, помочь увидеть реальные возможности и отказаться от нереальных;
— поддерживать объединение детей в группы по желанию и помогать неуверенным, коммуникабельно незрелым детям;
— на всем протяжении работы поддерживать самостоятельный поиск информации и самостоятельное решение возникающих трудностей, в том числе через обращение за помощью к другим детям и сотрудникам детского учреждения, использования потенциала современной связи и информационных технологий;
— чутко улавливать, когда трудность решения задачи слишком высока для ребенка, вовремя прийти на помощь, дабы у него не угас интерес к работе;
-анализировать ход проекта и продумывать дальнейшие шаги, нюансы работы с каждым ребенком или группой детей, вплоть до вопросов к ним, предложений, дополнительных источников информации и т.п.
-контролировать временные рамки реализации проекта, так как его затягивание может привести к спаду активности, интереса и не завершению проекта.
3. Участие детей в проектной группе должно быть добровольным, только тогда мотивация будет достаточной для полноценного раскрытия возможностей ребенка. Практика показывает, что, отказавшийся от участия в проекте ребенок, позже включается в творческую работу детей, заражается состоянием поиска, активной продуктивной деятельности. Тем, кто избегает участия в проектах из-за неуверенности в своих силах, требуется поддержка педагога и детей.
4.Создание условий для успешной реализации проекта детьми:
-предоставление разнообразных информационных источников;
-подготовка необходимого инструментария и материалов для продуктивной деятельности;
-создание атмосферы заинтересованности, творческой работы, поддержки каждого ребенка.
5. Вовлечение родителей в реализацию проекта (если рамки проекта это позволяют) с предварительной подготовкой родителей, разъяснением сути метода, важности поддержки инициативы и самостоятельной деятельности ребенка.
Эти общие положения распространяются на реализацию проектов в любой возрастной группе дошкольников.

Рост количества разновозрастных групп в дошкольных учреждениях в последние годы делает актуальным использование таких методов и форм работы с детьми, которые бы объединяли детей всех возрастов подобной группы. Метод проектов позволяет детям разных возрастов реализовать свои возможности, развить социальные навыки, познавательные способности в индивидуальной и совместной деятельности по реализации проекта. Наш опыт показал, что младшие дети (3 – 4,5 лет) участвуют в проектах в разных ролях:
1.Активные участники. Стараются что-то сделать в меру своих сил и умений и участвуют в презентации результата;
2.Помощники. Помогают более старшим детям или педагогу по своей инициативе или по просьбе других. Стремятся к участию в презентации.
3.Наблюдатели. Наблюдают либо пассивно, не взаимодействуя с участниками проектной деятельности, либо активно интересуясь происходящим.
Конечно могут быть и дети, которые не участвуют в проекте, не смотря на созданную творческую обстановку и попытки педагога привлечь их. Такие дети неизбежно являясь пассивными наблюдателями, рано или поздно начинают проявлять интерес и инициативу.

Практика осуществления проектной деятельности в разновозрастных группах показывает, что участие детей младшего возраста в проектах даже в роли наблюдателя, помогает им в более старшем возрасте реализоваться полнее. Они перенимают у старших детей вкус к проектной деятельности и навыки поисковой работы.

Анализируя опыт включения метода проектов в образовательный процесс разновозрастных групп, проводя наблюдения за происходящими с детьми изменениями, мы увидели в проектной деятельности, организованной на принципах гуманистической педагогики, большие возможности в развитии социальных компетенций детей дошкольного возраста.
Прежде всего, развиваются компетенции личностного саморазвития: приобретается умение брать ответственность за результат дела, когда самостоятельно выбран способ решения проблемы. Достижение результата повышает самооценку ребенка, позитивное самовосприятие. Совместное обсуждение промежуточных и конечных результатов выводит всех участников проекта в рефлексивную позицию, помогает научиться адекватной самооценке.

Формируются коммуникативные компетенции. Проект – коллективная работа, в которой достижение общей цели осуществляется и индивидуальной, и групповой совместной деятельностью, что способствует развитию у детей навыков сотрудничества, совместного решения задач, умения учитывать мнение других детей, принимать его, от чего-то отказаться ради достижения общей цели. Желание получить информацию от сотрудников детского сада, других взрослых, в социальных институтах города (музей, библиотека, музыкальная школа и т.п.) подводит ребенка к формированию умения общаться с разными взрослыми, формулировать свой запрос, демонстрируя при этом культуру ведения разговора. Необходимость подвести итог, оформить результат проекта и презентовать его также способствует развитию разных языковых средств общения, умению выступать перед аудиторией.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции развиваются не только благодаря тому, что в период проектной деятельности в группе поддерживается привычная атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, терпимости, бережного отношения друг к другу и окружающему. Но и благодаря обостренной в этот период потребности детей в поддержке, помощи, одобрения. Проект – очень творческий процесс, заражающий творчеством всех участников. Дети раскрепощаются, включается воображение, фантазия, они проявляться с неожиданных сторон, реализуя пока нераскрытые способности.

При реализации проекта отмечается выраженная динамика в формировании учебно-познавательных компетенций. Возрастает познавательная активность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразие способ ее обработки. Совершенствуется умение организовать свою работу, освоение этапности исследовательской работы, доведения ее до конца в виде определенного продукта (отчет, доклад, книжка, макет, модель и т.п.). В ходе проектной деятельности дети используют уже полученные знания и освоенные алгоритмы работы, умственные операции, закрепляя их таким образом. С другой стороны происходит и освоение новых. Подчинение общей цели, достижению конкретного и значимого результата требует от ребенка развития самоконтроля.
Таким образом, мы видим, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе разновозрастных групп на принципах гуманистической педагогики и деятельностного подхода, приводит к формированию социальных компетенций, способствует развитию социальной зрелости дошкольника, готовности его к адаптации в социуме.

Литература:
1. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию [Текст ] / Е.Евдокимова // Дошкольное воспитание. -2003.-№3.-с.20-24
2. Каджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология [Текст ] / Г.М. Гаджаспирова /Учебное пособие. –М.: Гардарики, 2005. -287с.
3. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат / http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
4. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. [Текст] – М.: Минобрнауки РФ, 2003. – 38 с.
5. Трубайчук, Л.В. Социальная компетентность дошкольника [Текст] /Л.В.Трубайчук //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста// Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2007г./ ЧГПУ. – Челябинск: Изд-воИИУМЦ «Образование» , 2007.- с. 300-307

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры