Развитие гражданской компетенции дошкольников на идеях народной педагогики в группах, работающих на принципах
Монтессори – педагогики.

Воспитание детей на идеях народной педагогики является основой воспитания чувства патриотизма, гражданственности, в конечном итоге, основой формирования гражданской компетенции. Как все основные мировоззренческие основы, чувство любви к родине и стремление трудиться во благо ее, неся ответственность за свои действия, воспитываются, прежде всего, в семье. Закладываются очень рано сначала на подсознательном уровне, а потом и вполне осознанно. Сложность нашего времени состоит в том, что современные родители – дети неспокойного времени кардинальных перемен, происшедших в стране в 80-90-е годы. Это влечет за собой отсутствие ясных позиций в семье, определенности в отношении к обществу, государству, трудности жизни порождают недоверие в возможности нашей родины быть страной счастливых сильных патриотичных граждан. Несомненно такая ситуация не проходит бесследно для ребенка. Поэтому особенно важно образовательному учреждению выработать концептуальные идеи создания таких условий, которые бы помогли ребенку проникнуться идеями народной педагогики, впитать их, сделать частью своего мировоззрения, сделать основой гражданственной компетенции, формирование которой закладывается именно в дошкольном возрасте.

Именно, исходя из этого, мы делаем упор на создание условий естественного впитывания детьми идей народной педагогики, как базы формирования чувств патриотизма и гражданственности. Каковы эти условия?

Прежде всего, это – готовность педагога, проникновение его в идеи народной педагогики, хорошее знание всего круга вопросов и заинтересованность в создании и поддержании среды, способствующей впитыванию ребенком идей народной педагогики.

Во-вторых, подготовленная развивающая среда, в которой живет и действует ребенок. Она должна быть насыщена такими материалами, пособиями, тетрадями для самостоятельной работы, должна быть так оформлена, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры быта народов населяющих город и наш край, проникался важностью деятельности горожан и необходимости трудовых усилий для процветания города и страны.

В-третьих, закладывание осознания важности каких-то идей происходит через получение достаточной информации и, что на наш взгляд наиболее важно, через эмоциональное переживание ребенком интересных событий. Поэтому организация таких событий, которые вызвали бы у ребенка позитивные яркие эмоции, в дальнейшем воспоминания – также важное условие формирования основ чувства гражданственности.

Все эти условия могут быть успешно реализованы в группах, работающих на основе принципов Монтессори – педагогики. Выстраивание работы педколлектива происходит по соответствующим направлениям:
-подготовка воспитателей и специалистов к включению идей народной педагогики в практику, оказание им методической и технической помощи ;
-подготовка и поддержание развивающей среды (разработка дидактических материалов, продумывание и оформление групп, трансформация среды)
— организация событий.

Причем, вся деятельность ДОУ не требует кардинальной перестройки привычного тематического плана по космическому воспитанию (такое название носит учебный курс по естествознанию, культуре, истории, их взаимосвязи месте каждого человека в мире). Эффективность нашего подхода заключается в том, что практически через каждый блок и тему проходит проживание идей народной педагогики в том или ином виде. Мы усиливаем нашу позицию разработкой образовательной совместной программы «Моя малая Родина», которая способствует тесным контактам с социальными институтами города и позволяет через совместную с ними работу организовывать яркие события- экскурсии, праздники, посещение детского сада интересными людьми, выставки, которые остаются после этих посещений. Мы продолжаем работать на основании перспективного плана по патриотическому воспитанию, который базируется на блочно -тематическом плане по космическому воспитанию в ДОУ. Но, понимая, что постоянно происходит активная деятельность педагогов, появление новых идей и разработок, возникают иные подходы к теме, ранее разработанной, мы полагаем, что этот перспективный план подвергается изменениям. И также видим в этом сильную сторону нашего концептуального подхода к воспитанию детей на идеях народной педагогики.

Не менее сильной и перспективной стороной нашей деятельности является разработка дидактических материалов, которые отвечают принципам Монтессори- педагогики, то есть:
Материалы красочны и привлекательны
Материалы дают возможность работать с ними самостоятельно или совместно с другими детьми
С ними можно работать многократно, продолжая линию развития и более глубокого понимания темы через ряд усложняющихся упражнений.
Часть разработанных материалов – фотокниги, фотоотчеты, фотоэнциклопедии, помогают детям пережить уже прошедшие события еще раз, вспомнить, поделиться друг с другом своими чувствами и впечатлениями, а заодно дети тренируются в чтении, рассказывании, развивают речь.
Возможность обратиться к подобным материалам ежедневно, в любое время, когда это требуется ребенку, способствует ненасильственному, естественному впитыванию детьми идей любви к родному городу, родному краю, осознанию своей причастности к жизни малой родине.

Все вышесказанное подтверждает основные позиции, на которых базируется вся наша деятельность – идеи и принципы космического воспитания детей, создания условий для осознания ими причастности к миру, нахождения своего места в мире. Истоки этого – в осознании себя частью малой родины.
Важной стороной нашей жизни является участие родителей в образовательном процессе, заинтересованность многих из них, оказание помощи детям в подготовке материалов экспозиций выставок и мини-музеев, подготовке докладов и рассказов о любимых местах города, поездках по Уральским городам, деревням, примечательным местам, рассказов об истории семьи, культуре и быте. И это – то звено, которое окончательно объединяет нас – педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формировании основ патриотизма и гражданственности. Для нас важно не только то, что происходит с вверенными нам судьбой детьми, но и то что переосмысливают в результате этой деятельности педагоги и родители, то , как меняется их угол зрения на многие вопросы, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей народной педагогики и приводит в конечном итоге к эффекту закладывания чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

Борисова Оксана Феликсовна,
заведующий МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 14»
города Снежинска Челябинской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры