Проект «Моя страна – Россия»

Доклад на педагогическом фестивале в г.Озерске, 2009г

М.В. Заграфова,
воспитатель высшей кв. категории

В настоящее время одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится гражданско-патриотическое воспитание.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, прекрасные картины природы родного края.

Работу по патриотическому воспитанию мы осуществляем в рамках системы образовательных проектов. Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Яркий пример тому творческий проект «Моя страна – Россия». Участники проекта – дети разновозрастной, интегрированной группы от 3-х до 7 лет, педагоги и родители. Проект средней продолжительности, длился в течение двух недель. Основная цель проекта – воспитание гражданских чувств, любви к Родине.
Работа над проектом должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, а значит, тема проекта и его задачи должны быть близки и понятны каждому ребенку.

Тему данного проекта нам подсказала сама жизнь. Летом нашу группу посещал мальчик Макс из Испании. Он рассказывал детям о своей стране, о климате, о природе и о своей жизни. Когда Макс уезжал на родину, в Испанию, он попросил нас помочь составить рассказ о России, по которому он будет делать сообщение детям в своем детском саду. Соответственно сформировалась проблема проекта: что можно рассказать о России людям, которые никогда не были в нашей стране?

Вместе с детьми стали решать проблему.

Первый этап проекта самый сложный. Дети вживаются в ситуацию, входят в проблему и предлагают пути ее решения. Педагог постановкой вопросов помогает определить пути решения проблемы. В результате обсуждения с детьми были сформированы следующие задачи:
— узнать, как можно больше о России;
— сделать рисунки, фотографии и оформить их в мини- энциклопедию «Моя страна – Россия». (У наших детей есть опыт изготовления подобных энциклопедий по разным темам);
— сделать видеописьмо.

На втором этапе проекта педагог помогает спланировать и организовать деятельность детей. Важно помнить, что детям необходима свобода выбора в вопросах и действиях, именно через это проявляется индивидуальность каждого. Ребенок сам или с помощью педагога определяет свою долю участия в проекте, что помогает в формировании определенного чувства ответственности за выполняемую работу.

Мы начали свою работу на этом этапе с общих кругов, на которых уточняли и расширяли знания детей о России. На мини- кругах рассматривали:
— географическое положение;
— климат;
— символы государства;
— природные богатства;
— города страны;
— культуру и традиции народов страны.

В ходе знакомства со страной дети выбирали себе тему для самостоятельного более глубокого изучения.

На третьем этапе, практической реализации выбранных направлений, дети оформляли доклады, рисунки и представляли их сначала внутри группы, а затем и детям других групп детского сада. Например, Наташа и Гаврил заинтересовался символами российского государства. Подробно совместно с родителями и педагогами изучили историю герба, флага России. На страницах мини-энциклопедии «Моя страна – Россия» дети изобразили символы страны. Аркадий и Степа подготовить доклад о Москве и Санкт-Петербурге. Мальчики вместе с родителями были в этих городах во время отпуска, видели их достопримечательности и смогли рассказать об этом другим, показать фотографии. Так же были проработаны и другие темы в рамках проекта. Постепенно наша энциклопедия пополнялась новыми страницами.
На этом этапе подключились другие педагоги и родители.

Родители оказывали помощь в подготовке выставки народного творчества, докладов и разучивании стихотворений. Музыкальный руководитель знакомила детей с народными песнями, танцами, учила игре на ложках. Воспитатель по физической культуре знакомила детей с народными подвижными играми.
Самый сложный вопрос о многонациональности нашей страны мы решили изучить и представить все вместе. Каждый ребенок выбрал себе национальный костюм, стал готовить совместно с родителями доклад. На этом этапе, конечно, важна помощь родителей и в подготовке докладов, и в подготовке народных костюмов, а самое главное в поддержании эмоционального интереса у ребенка к теме. Продуктом нашей деятельности явились – энциклопедия «Моя страна Россия», состоящая из детских работ.
На следующем этапе нам предстояло подготовиться к презентации результатов проделанной работы в форме театрализованного представления.
И заключительный этап – презентация результатов проекта, которая была показана детям других групп детского сада. Был снят видеоотчет, который мы планируем отправить Марку вместе с энциклопедией.

В ходе проекта нам удалось создать и поддержать атмосферу сотворчества детей, родителей и педагогов. Мы систематизировали и закрепили знания детей о родной стране. А самое главное, на мой взгляд, нам удалось зародить искреннее чувство гордости за свою Родину.
Опыт самостоятельной постановки задач, поиска решения проблем оказался очень важным для наших детей. Некоторые из них вскоре, реализовали полученные умения – самостоятельно запланировали и осуществили индивидуальный проект при поддержке и минимальной помощи взрослых. Думаю, это и есть самый значимый результат проектной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры