Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, общества в целом. Она полностью соответствует тем задачам, которые ставит перед нами время. Проявление толерантности, которая созвучно уважению прав человека, означает уважение, принятие, понимание разнообразия форм самовыражения людей, особенностей их физического или психического развития, способов проявления человеческой индивидуальности. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных проблем. Это и бедственное, особенно в социальном плане, положение людей с ограниченными возможностями в нашей стране. Западные страны много внимания уделяли людям с физическими и психическими особенностями последние десятилетия. Они признаются равноправными равноценными гражданами. Для них создаются условия для самореализации, успешной адаптации в обществе. К скорейшей социализации детей приводит совместное воспитание и обучение здоровых детей, с какими – либо проблемами. В России также начали опробовать модели работы интегрированных групп в детских садах и классов в школах, но эта практика в масштабах страны пока не распространена. Прежде всего потому, что решение проблемы интегрированного воспитания и обучения детей-инвалидов требует определенных материальных затрат, поиска наиболее эффективных педагогических подходов, методов, технологий, переход на гуманистические принципы воспитания. Кроме того, и это наиболее весомая причина, наше общество, рядовые граждане, обычные родители не готовы к совместному обучению и воспитанию здоровых и «особых» детей. Приходится с горечью констатировать факт, что толерантность не является обязательным, само собой разумеющимся качеством современного россиянина.

В настоящее время разрабатывается и реализуется единая государственная политика по формированию толерантности, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы, ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций. В программе модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что необходимо детей дошкольного возраста приобщать к азам толерантности как к системе определенных ценностей значимых для всех людей на земле, в процессе познания культур народов, традиций, этических норм поведения.

Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть людьми), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, нанесенный другому, означает вред и для всех, и для самого себя.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительность, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей.

Наш детский сад работает на принципах гуманистической педагогики, которая является основой системы М.Монтессори. Абсолютное принятие ребенка, признание ценности его личности, уважение его особенностей, признание права быть самим собой и самореализоваться в соответствии с его склонностями и способностями – основные постулаты нашей работы. В соответствии с этим строится весь воспитательный и образовательный процесс. И, очевидно, что реализация этих основополагающих положений ведет к развитию толерантности у наших воспитанников. Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов детского сада реализуются следующие принципы:

  1. Принцип субъектности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
  2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми , детьми и взрослыми, педагогами и родителями в детском саду.
  3. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании толерантного сознания и поведения.
  4. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
  5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Анализ результатов успешной адаптации педагогической системы М.Монтессори позволяет утверждать, что для реализации всех вышеперечисленных принципов в ДОУ созданы условия. Более того, мы можем говорить о накопленном опыте работы в этом направлении и о создаваемых в последнее время предпосылках для значительного расширения и углубления его.

В течение последних двух лет в каждой разновозрастной группе на 12-13 здоровых детей приходился один ребенок-инвалид с разными проблемами в развитии: ДЦП в слабой степени, глубокое умственное недоразвитие, тугоухость. Таким образом, группы практически работают по принципу интегрированных групп.

Когда в детский сад поступает ребенок с особенностями в развитии, он попадает в атмосферу принятия, как и всякий другой ребенок. Его особенности не выпячиваются, но принимаются как данность. Монтессори- педагоги придерживаются взгляда на особенности, странности детей как на положительное явление – скучен был бы сад, в котором росли бы цветы одного вида, и как прекрасно радоваться разнообразию соцветий. Дети в нашем детском саду вслед за взрослыми учатся терпеливому общению с новым «особым» ребенком. Самые первые убеждения ребенок получает в семье и приносит в детский сад порой уже сложившееся подозрительное отношение к детям с необычным поведением, со странными отклонениями в физическом развитии. Избавиться от такой подозрительности помогает четкая установка «Мы разные, но мы вместе», которая реализуется ежедневно, ежечасно, во всех делах группы. Педагоги очень четко улавливают, когда ребята не справляются с какими-либо проявлениями странностей в поведении «особого» ребенка. В этом случае проводит обсуждения и беседы в кругу, тренинговые игры. Самое главное правило : любой ребенок, в том числе и «особый», — равноправный член всех игр, общих праздников, развлечений, шалостей… Это и является залогом успешной социализации детей с проблемами в развитии. У здоровых же детей воспитывается толерантность без специальных значительных усилий, как бы по всему ходу повседневной жизни группы.

В нашем городе Снежинске есть дети – инвалиды детства, которые не могли посещать дошкольные учреждения. Нас очень беспокоило положение детей, которые в силу своих болезней не могут посещать детский сад. Они ограничены в общении со сверстниками, не получают образования на достаточном уровне, не имеют возможности развития творческих способностей под руководством специалистов. В феврале 2003 года была открыта для детей с «особым развитием» группа кратковременного пребывания. В первые дни мы столкнулись с очевидными социальными проблемами: дети не умели строить отношения друг с другом, конструктивно общаться, уступать друг другу. Но усилия педагогов по созданию теплой, доброжелательной атмосферы, поддержка любых позитивных проявлений детей, обучение их навыкам разрешения конфликтов, умения договариваться, постепенное освоение ими правил группы, правил работы с Монтессори- материалами дают положительные результаты. В группе по-человечески хорошие, добрые отношения. Дети раскрепощаются, раскрываются, постепенно выравнивается их поведение, они становятся более терпеливыми, более сдержанными, более организованными. Что особенно нас радует – это атмосфера терпимости, принятия особенностей каждого – именно то, что мы назвали бы атмосферой толерантности. Большая заслуга в этом всех воспитателей и специалистов, которые работают с детьми.

Педагоги непрерывно повышают свою компетентность в вопросах теории и практики в области социально – личностного развития дошкольников, по созданию и реализации толерантных отношений с детьми, родителями и коллегами. Совершенствование профессионализма осуществляется на основе специально организованной методической работы и самообразования. Ведущими работами с педагогами являются: педсоветы, консультации, круглые столы, тренинги, деловые игры и «школу гуманистического педагога». Организуются просмотры открытых занятий по социальной жизни, миникругов, коммуникативных игр. Все мероприятия строятся на активном участии педагогов, в обсуждении педагогических вопросов.

Мы запустили в работу много различных анкет с различными вопросами исследования, а именно:

  • Модель взаимодействия с детьми;
  • Самооценка педагога;
  • Уровень коммуникабельности педагога;
  • Оценка педагогического кредо в коллективе;
  • Наличие стрессов в профессиональной деятельности;
  • Идеальный ребенок, идеальный воспитатель;
  • О проблемах инвалидов.
  • Анализ проводимых анкет помогает изучить отношение педагогов к поставленным проблемам, спланировать дальнейшую работу.

Новые знания дарят педагогам новое видение, ведут к переоценке собственного опыта и раскрытию творческого потенциала.

Но пока не удается достичь желаемого уровня толерантности у родителей. Понятно, что все мы выросли в обществе, не отличающемся терпимостью к людям с особым развитием, да и люди эти всегда жили в изоляции. Эти пласты нравственного воспитания, заложенные еще в детстве, очень трудно перепахать, очень трудно посеять новый взгляд на живущих рядом, не таких как ты, тем не менее, равноправных людей. И здесь мы видим трудную, но решаемую задачу. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, учится слушать и уважать мнение других. Большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Педагоги вряд ли смогут перевоспитать родителей, но могут повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действие по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы. Она проводится с учетом особенностей семьи, семейных взаимоотношений. Важно знать социальную среду, в которой воспитывается ребенок дома. Для этого проводится анкетирование родителей. Анкета заставляет и самих родителей задуматься в отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. Выявление проблем позволяет организовать специальное просвещение родителей, обучение их навыкам ненасильственного общения, навыкам толерантного понимания. Подбираем варианты индивидуальной и групповой работы с родителями, проводим индивидуальные беседы. В перспективе – разработка системы занятий, тренингов, семинаров по обучению основам конструктивного общения, по ненасильственному взаимодействию с детьми, воспитанию толерантности.

Необходимо активно включать родителей в воспитательно-образовательный процесс, обучать основам Монтессори – педагогики на семинарах.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:

  • создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения);
  • организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам);
  • выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей);
  • традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы).

Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению, родительские собрания в форме «круглого стола» по теме: «Права ребенка».

В дошкольном детстве закладываются основы нравственности, социализации. Воспитание детей в духе позитивного ненасильственного отношения к миру, в духе толерантности – насущная задача сегодняшнего дня. Коллектив МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14», работающий по системе М.Монтессори, считает реализацию этой задачи наиболее важной в своей деятельности на ближайшую перспективу.

Борисова О.Ф.,

заведующий МДОУ № 14

г.Снежинск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры