Старший воспитатель МДОУ №14

Залеская Анжелика Анатольевна

(Доклад на межрегиональном

семинаре, апрель 2011 г.)

Дошкольники испытывают трудности в восприятии времени. Это обусловлено такими специфическими особенностями времени, как его текучесть, необратимость, непрерывность. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию.
Перед нами, воспитателями, стоит задача, помочь детям свободно ориентироваться во времени и сделать процесс усвоения временных характеристик увлекательным.
В нашей жизни каждую минуту что-то происходит, события сменяются, и это хорошая возможность для отслеживания времени в повседневной жизни. При общении с детьми мы используем фразы: «это было вчера», «сегодня у нас», «когда тебе было 3 года», «ты вырастишь такой как папа», «во время прогулки…» и т.п. Таким образом, ребенок учится сопоставлять происходящее с прошедшим, настоящим, будущим.

Кроме того, в группах проводятся целенаправленные совместные занятия. Они могут быть групповые, подгрупповые, индивидуальные.

К групповым относятся:

Ежедневное ведение календаря. Детям для работы представлены календари разного вида: отрывные, перекидные и другие интересные формы, с которыми мы вас сегодня познакомим.

Круг «Встреча».

Пятничный круг. Он позволяет подвести итоги недели. Поделится впечатлениями, достижениями за прошедшую неделю, строятся планы на будущее.

Доска событий «Вчера, сегодня, завтра».

Создание летописи «Наша жизнь».

Празднование дня рождения.

Что же включает в себя подгрупповая и индивидуальная работа?
Работа с хронометрическими лентами «Я расту», «История моей семьи», «История вещей». (Некоторые ленты, выполненные детьми, вы можете увидеть на выставке.)
Работа с моделью часов.
Ведение индивидуальных планов.
Ведение наблюдений за посаженным растением.

Для успешного формирования представления о времени необходимо соблюдение следующих условий:

Создание образовательной среды, насыщенной материалами, способствующими формированию представления детей о времени;
Организация разнообразных видов и форм работы с временными понятиями, при этом основными должны быть совместная и самостоятельная деятельность детей;
Целенаправленная деятельность педагогов. Они включают работу с временными понятиями во все режимные моменты, интегрируют ее в другие образовательные области;
Использование потенциала разновозрастной группы, когда младшие дети могут в совместной деятельности со старшими постепенно осваивать временные понятия и развивать чувство времени.

Таким образом, представления о времени у детей формируется на основе в разнообразной совместной и самостоятельной деятельности, за счет насыщения образовательного пространства возможностями обсуждать понятия, связанные со временем; измерять его; многократно повторять работу с календарями, часами, лентами и тем самым расширять свое представление о времени. Важно, чтобы работа велась регулярно изо дня в день.
Рассмотрим подробнее виды и формы работы.

В понедельник дети приходят в детский сад после выходных дней. За это время у них накопились впечатления от общения с родителями, прогулок, поездок. Дети горят желанием поделиться своими впечатлениями. Поэтому понедельник мы начинаем с круга «Встреча». На этом кругу дети рассказывают о событиях выходного дня. Этот круг имеет важное значение:
1. Дети обмениваются своими впечатлениями, знаниями.
2. Создается положительный настрой на день, неделю.
3. Мы говорим о событиях, которые уже произошли.
Ежедневное ведение календаря. Как отмечалось выше, в группе представлены разные виды календарей: отрывной, перекидной, круговой.

Интересен такой вариант отслеживания времени, как доска с крючками по количеству дней в году, 365 крючков. Каждый день, после обсуждения, на новый крючок вешается табличка с датой. По истечении дня, недели, месяца количество заполненных крючков становиться все больше. В особые дни (дни рождения, праздники и т.п.) табличка может быть яркой, украшенной, или заменена бантиком, открыткой с пожеланием имениннику и т.п. Дети видят, как много прожито дней от начала учебного года. Мы заменили рейку с крючками на леску со скрепками.

Работа с разными видами календарей позволяет поддерживать интерес детей, отследить текучесть времени, а также удовлетворить интерес большего количества детей. Один ребенок может сменить дату на перекидном календаре, другому дается поручение передвинуть окошко в настенном календаре, кто-то записывает число на доске, а кто-то отрывает лист календаря в отрывном календаре. Оторванные листочки не выбрасываются, а складываются в отдельную коробочку, с ними проводится работа по классификации, с которой мы вас сегодня познакомим.
Ежедневная работа с календарем позволяет уточнить какой сегодня день, какое место занимает этот день в неделе, месяце, году, вырабатывает привычку отслеживания времени.

У нас принято подписывать детьми свои работы. Для этого ребята записывают дату на доске, и в течение дня, ориентируются на эту запись, У ребенка вырабатывается привычка и потребность фиксировать дату выполнения работы, что ведет к осознанию временных понятий. В конце недели можно рассмотреть свои работы, разложить по дням недели, что было сделано в каждый из дней недели. Подвести итог того, что неделя прошла, она была успешна конкретными делами.

Дети же старшего и подготовительного возраста ведут планы. В них они записывают, что было сделано во время свободной работы с материалами. В конце недели листочки с записями можно выложить по порядку, вспомнить и проанализировать, какую работу выполнял ребенок. Такой анализ проводится вместе с воспитателем. Воспитатель отмечает достижения ребенка, обращает внимание на то, как много сделано за неделю, ребенок оценивает свои усилия, радуется своим успехам, у него появляется чувство того, что все в руках человека, что капля по капле дает большой результат.

Воспитатели с детьми ведут и летопись жизни группы, создают папки-раскладушки «Наша жизнь». Яркие и повседневные события записываются на листах, иллюстрируются фотографиями. Эти листы можно выложить на коврике последовательно, что способствует созданию впечатления о протяженности времени.
С интересом дети наблюдают изменения в неживой и живой природе. Ведут график температуры, отслеживают ее изменения. Посмотрите, как менялась температура на протяжении осени. Такую же задачу мы ставим и перед детьми. Можно рассмотреть график изменения температуры в течение всего года.
Изменения с каждым днем происходят и в жизни живых объектов. И мы это тоже можем отследить и зафиксировать. Весной ребята с интересом выращивают рассаду и наблюдают за ростом и изменениями своих посевов. Дети ведут тетрадки наблюдений, где отмечают дату посева, зарисовывают семя, каждый день поливают и наблюдают за ростом своего растения. Каждое изменение зарисовывают и ставят дату.

В одной из групп есть традиция рассказывать или прочитывать небольшую сказку перед сном. При чем рассказывают сказку кто-то из детей. Постепенно желающих рассказать сказку стало очень много, и встала необходимость установить какую-то очередность. После обсуждений ребята пришли к выводу, что нужен график. Теперь дети сами ведут этот график, вписывая свои имена в таблицу с датами. Такая работа не только решила проблему споров «кто сегодня, кто первый», но и позволяет детям отслеживать дни, ждать свой черед, учитывать время свой очереди.

Для формирования представлений детей о текучести времени ведется работа с доской событий. Ребенок на листе отображает конкретное дело или событие в виде записи или рисунка. Лист помещается под соответствующим словом, например, «Настоящее» (или сегодня). На следующий день фиксируется событие текущего дня, событие прошедшего дня смещается. А также заполняется лист того, что нас ожидает в будущем (или завтра).
Протяженность времени ребенок может ощутить при работе с хронометрическими лентами. Мы вас с ними познакомим на нашем семинаре в практической части.
А также в осознании времени помогает составление детьми рассказов по серии сюжетных картинок.

Я рассказала о части работы, которая проводится в группах по теме нашего семинара. Практическая часть семинара будет более подробная и увлекательная.В практической части семинара воспитатели МДОУ презентовали дидактические материалы по формированию представлений о времени у дошкольников, способы работы с ними. Материалы разработаны педагогами нашего МДОУ на основе монтессори-материалов, с использованием идей, представленных в методичке Смирновой Н.Н.:

Лента “Времена года”

Лента “Месяцы года”

Лента времени “История семьи”

Лента времени “Я расту”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры