Консультация для родителей по теме «Сензитивные периоды в развитии ребенка»
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема – эту психологическую и педагогическую аксиому вывела впервые именно Мария Монтессори. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, ребенок становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны.
Но благоприятные периоды проходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но в наших силах в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно так же предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему.
Когда же настанет этот период и как к нему готовиться? Абсолютных точных сроков их наступления не существует. Каждый ребенок развивается в своем темпе.
Период активного развития речи ( от рождения до 6 лет).
К 4,5 месяцам ребенок уже способен по – своему воспринимать речь. Малыш смотрит на губы говорящего, поворачивает голову в ту сторону, откуда слышится звук.
В этом же возрасте дети активно учатся подражать звукам. Мы думаем, что они балуются – плюются, надувают пузыри, а на самом деле с этого «баловства» начинается тренировка мышц речевого аппарата.
К году ребенок начинает говорить первые сознательные слова. Ему очень хочется говорить так же, как это делают взрослые, поэтому словарный запас увеличивается очень быстро.
К полутора годам ребенок начинает пытаться выражать свои чувства, желания. Малыш говорит пока на своем, «детском», языке (ать- дать, ди- иди). Он начинает осваивать грамматические нормы родного языка. В это время очень важно как можно больше разговаривать с ним, рассказывать, читать. Но не в коем случае не «сюсюкать», не повторять его слова, даже если они умиляют вас до слез.
Мечта любого родителя – понять, что думает его малыш. Такая возможность вам представится в возрасте 2 – 2,5 лет, когда ребенок начинает разговаривать «сам с собой». Послушайте, как он умеет строить логические цепочки, насколько последовательны его мысли. Не упустите момент. Этот период довольно короткий – монологи постепенно становятся внутренними.
В 3-4 года ребенок начинает использовать слова для того, чтобы решить свои проблемы, выразить эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т.д.
К 4,5-5 годам ребенок готов учиться читать–без принуждения и самостоятельно.
Период активного чувственного (сенсорного) развития- от рождения до 5 лет.
В этот период ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи (прикосновение мамы, запах ее кожи). Затем более главными источниками информации становится зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения.
Движение как способ познания мира (от рождения до 3,5 лет).
Первые движения малыша неуверенны и беспомощны, и на первый взгляд кажутся абсолютно бессмысленными. Тем не менее они необходимы ребенку для освоения окружающего пространства. Он активно учится трогать, хватать, дотягиваться, переворачиваться, сидеть, ползать ходить. Движения ребенка становятся более сложными, требующими координации. Чем сложнее движение, тем больше требуется не только физических, но и умственных усилий.
Период формирования представления о порядке и аккуратности (от 2-х до 4-х лет).
Это самый благополучный период для приучения ребенка к аккуратности. Он испытывает настоящую страсть к наведению порядка. Для малыша важно чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад. У каждого предмета есть свое место, ребенок спит, ест на одном и том же месте, у него есть собственная посуда. Малышу необходимо видеть каждое утро свои игрушки аккуратно сложенными, несмотря на то, что вечером он их сам разбросал. Увы, без нашей помощи соблюдать порядок ребенок не научится. Поэтому родителям придется постоянно наводить порядок на его «территории». (слайд №9) Дорогие родители, помните, что рядом с вами постоянно находится маленький, но очень придирчивый наблюдатель. Большинство взрослых предпочитает дома «отдохнуть» от каких-либо условностей. Между тем для ребенка ваше поведение пока еще единственный образец, эталон для подражания.
Как не покажется странным, ребенок любит соблюдать режим. Только не тот, о котором мечтаете вы, а свой собственный. Обычно он устанавливается в первый год жизни. Придется поломать голову над тем, чтобы режим дня устраивал и вас, и малыша. А потом останется только поддерживать его на протяжении второго и третьего года жизни ребенка.
Дети не любят, чтобы нарушалась хорошо знакомая последовательность событий (именно поэтому они часто просят перечитывать одни и те же книги). И не пытайтесь изменить хоть слово в его любимой сказке. Ребенок вовсе не против вашего творчества, он сам любит фантазировать. Просто ему необходимо чувствовать, что этот мир не меняется, он надежен, а значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне. Внутреннее представление о порядке (отсутствии порядка), сложившееся в этот период, не изменится в течение всей дальнейшей жизни.
Сензитивный период порядка очень важен, ведь внешний порядок переходит во внутренний порядок: упорядочиваются представления об окружающем мире, появляется логичность мышления, ребенок становится более собранным и внимательным.
Период усвоения норм поведения в обществе (социализация) : от 2,5 до 6-ти лет.
До 2,5 лет ребенок отличается эгоценричностью, его не интересуют другие дети, но вот наступает время, когда ребенок начинает проявлять интерес к сверстникам, он наблюдает за другими детьми, пытается вступить в контакт, порой это происходит нелепо, и даже внешне агрессивно (например, кусает другого ребенка, заглядывает в глаза), наступает период социализации. Ребенок учится общаться и одинаково быстро запоминает как хорошие, так и плохие примеры. Он будет подражать тому, что видел дома, на улице, в детском саду, по телевизору. Что делать, если малыш сделал или сказал то, что, по вашему мнению не допустимо? Сердиться, а тем более кричать,- худший вариант поведения. Обращайте внимание ребенка на положительные примеры. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем лучше будут результаты. Оградить ребенка от жизни, а она имеет и темные стороны, не удастся, но зато можно попробовать научить его понимать и осознавать, что такое хорошо и что такое плохо. И, конечно, же не возможно научится общению без общения со сверстниками.
Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности.
Монтессори считала, что детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни: он должен уметь заботиться о себе.
В магазинах продаются готовые интересные пособия со всевозможными застежками, шнуровками, пуговицами, молниями, чтобы научить ребенка застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. В домашних условиях вы всегда можете заменить покупные пособия настоящими «домашними» вещами. Нашим детям часто приходиться слышать: «Ты еще маленький! Подрастешь, тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потом будет поздно. Учите ребенка убирать помещение и соблюдать личную гигиену: чистить обувь, подметать, мыть пол шваброй, вытирать стол, умываться и самостоятельно ухаживать за собой.
Дайте ребенку возможность поиграть с водой, сыпучими предметами, пусть научится сортировать предметы различной величины. Все эти занятия развивают координацию рук, а значит, готовят малыша к освоению письма.
Иногда необходимо разрешать ребенку играть с хрупкими и бьющимися предметами. Вполне понятно, что без «порчи имущества» здесь не обойтись. Когда стеклянный кувшин падает на пол, разлетаясь на куски, а вода разливается ребенок раз и навсегда понимает, где допустил ошибку. Как правило, в таких случаях он сам искренне расстроен, и нет необходимости ругать его. В этом и заключается один из самых замечательных принципов Монтессори – педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок и педагогикой без наказаний.
Развитие органов чувств.
М. Монтессори считала, что активному развитию основных органов чувств ребенка можно и нужно способствовать. Взрослый должен предоставить ребенку как можно больше объектов для изучения. Чтобы активно развивались зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, вам придется запастись различными пособиями и предметами. Предметы должны иметь различную форму и быть сделанными из различных материалов.
Научите ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки. Учите малыша сравнивать предметы (палочки, веревочки, игрушки) по высоте и длине. Познакомьте ребенка с разнообразием оттенков цвета, звучания, запахов. Учите ребенка находить предметы того цвета, который вы ему называете. Обязательно купите или сделайте для ребенка тактильный коврик, для развития тактильных ощущений. Такой коврик шьется из кусочков ткани, различных по цвету, фактуре, размеру, материалов. Научите ребенка исследовать их разными способами- гладить, мять, тянуть, растягивать, отстегивать.
Развитие математических способностей.
По мере взросления ребенок должен научиться находить ответы на свои «почему». Поэтому основной целью языковой, математической, естественнонаучной зон, которые выделила М.Мотесорри, является
Обучение математике должно проходить естественно. Ребенок должен быть окружен всеми необходимыми материалами для того, чтобы научиться сложению, вычитанию, умножению и делению, освоить порядковый счет и в конечном итоге, подготовиться к школе.
Мелкая моторика, или ловкость рук.
Мелкая моторика, утонченность и точность движений кисти рук, пальцев позволяют человеку выполнять разную работу, вплоть до ювелирной. Потребность развивать мелкую моторику присуща ребенку с 1,5 лет. Дети собирают самые маленькие крошки с пола, стола, любят пальчиковые игры и массаж, с огромным удовольствием перебирают крупу. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку освоить и письмо. Для того чтобы научить ребенка читать и писать, М. Монтессори разработала простой и эффективный обучающий материал. Буквы, вырезанные из шершавой бумаги, которые ребенок обводит пальчиком, помогают ребенку запомнить их очертание. Прием рисования буквы на крупе и составления слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающие находки Монтессори. Общее для всех этих приемов – активные движения руки, что не случайно. Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры –пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков.
Сензитивные периоды и развивающая среда.
Сензитивность – это период особой восприимчивости к чему-либо. В коре головного мозга разные центры отвечают за разную информацию, способность, умение (речевой центр, зрительный, слуховой и т.д.) Они развиваются, конечно, параллельно, но в определенный период какой-либо центр развивается наиболее интенсивно. Клетки головного мозга этого центра требуют определенной пищи, например, при развитии слухового центра ребенку важно слушать и различать шумы, звуки, музыку. Взрослым важно знать, в какой период, какую «пищу для ума, развития» давать ребенку. Но мы не можем заглянуть ребенку в голову, а можем наблюдать за проявлениями ребенка, что ему интересно, к чему он тянется чаще. И тут нам на помощь приходит хорошо организованная развивающая среда, в которой ребенок может найти все, что ему необходимо в данный момент для собственного развития: мы можем увидеть, что ребенок часто берет колокольчики, шумовые коробочки, значит у него период развития слуха, ребенок любит нюхать, открывает разные баночки, вдыхает запах, у него СП развития обоняния и т.д. Если учитывать, в каком сензитивном периоде находится ребенок, можно создать оптимальные условия для развития тех или иных способностей.
В итоге нашей беседы, мы пришли к выводам:
СП – природой заложенный феномен,
у каждого ребенка свои сроки протекания СП, важно их наблюдать, чтобы не идти в разрез с закономерностями развития ребенка,
определив СП (тягу к чему либо) важно дать ребенку нужную «пищу» (что это будет: звуки, или краски, или возможность двигаться и упражнять мышцы, развивать грацию движений, а может это период общения, или развития речи зависит от СП)
Гарина О.П., воспитатель
Добавить комментарий