Игры на развитие психических процессов при работе
с Монтессори-материалами
Игры на расстоянии
Игры на расстоянии являются одними из самых распространенных упражнений с сенсорными, математическими материалами, материалами зоны русского языка и космического воспитания.
1.Игры на расстоянии с сенсорными материалами на примере работы с блоками цилиндров (С):
Вариант 1.
Цель: Цель: учить ребенка запомнить задание и точно его выполнить. Развивать зрительную память и умение сравнивать предметы по размеру.
Воспитатель с блоком находится за столом или на коврике. Ребенок с цилиндрами находится у другого коврика или стола. Ребенок подходит к воспитателю и получает задание: «Принеси мне, пожалуйста, вот такой цилиндр (цилиндр, который можно поместить сюда)» , – воспитатель показывает одно из углублений в блоке.
Ребенок идет к своему столу, выбирает цилиндр и приносит воспитателю. Пробует поместить его в отверстие. Если он ошибся, воспитатель предлагает ему посмотреть внимательно и повторить попытку Так упражнение продолжается до тех пор , пока все цилиндры не займут свои места.
Вариант 2
Цель: учить ребенка запомнить задание и точно его выполнить. Закрепить усвоенные ранее новые понятия. Учиться сравнивать по размеру, выстраивать сериационные ряды.
Ход упражнения:
Воспитатель просит ребенка:
-Принеси мне, пожалуйста, самый толстый цилиндр.
-А теперь самый тонкий.
-Принеси цилиндр, тоньше этого.
-Принеси цилиндр толще этого.
-Принеси цилиндр толще этого, но тоньше этого.
-Выстрой все цилиндры по порядку – от самого толстого к самому тонкому (от самого тонкого к самому толстому)
После этого, если у ребенка не пропал интерес, можно поиграть в игру «Что изменилось?»
Это упражнение, как и все игры на расстоянии, можно проводить не только индивидуально, но и с двумя- тремя детьми.
Дети 5-6 лет могут самостоятельно проводить это упражнение с более младшими детьми группы или играть вдвоем – втроем без участия взрослого. При этом один из детей берет на себя роль учителя, а остальные выполняют его задания. Затем дети, при желании, могут поменяться ролями.
2. Игры на расстоянии с карточками для расширения словарного запаса
В этом случае развивается в большей мере слуховая память Упражнение ценно тем, что при его выполнении одновременно с развитием памяти и внимания происходит развитие и совершенствование умения классифицировать, закрепление усвоенных раннее понятий.
Ход упражнения.:
Воспитатель готовит два или три комплекта карточек. Это могут быть карточки с животными ( домашними, дикими, обитателями морей или млекопитающими, насекомыми, птицами), Это могут быть любые другие наборы и сочетания карточек, в зависимости от того, с какими детьми происходит работа и уровня отработанности упражнения
Рассмотрим пример , когда взят набор карточек: животные Урала- животные жарких стран- животные Севера
Воспитатель кладет на своем столе (или коврике) обобщающие карточки в ряд. Дает задание ребенку:
-Принеси слона, лису и белого медведя.
После выполнения задания, воспитатель просит ребенка разложить животных под соответствующими обобщающими карточками. При этом можно обсудить с ребенком особенности каждого животного.
— Теперь принеси белку, жирафа, носорога, тюленя.
— А теперь волка, бурого медведя, ежа и песца.
И так далее, пока ребенок не принесет все карточки и разложит их рядами.
Вместе с воспитателем ребенок еще раз перечисляет всех принесенных животных Урала, , затем – жарких стран, затем – Севера.
Воспитатель собирает все карточки с изображениями животных Урала, переворачивает их и просит вспомнить и перечислить еще раз. Точно также поступают и с другими наборами карточек.
Это упражнение можно проводить индивидуально и с двумя-тремя детьми
Дети 5-6 лет могут самостоятельно проводить это упражнение с более младшими детьми группы или играть вдвоем – втроем без участия взрослого. При этом один из детей берет на себя роль учителя, а остальные выполняют его задания. Затем дети, при желании, могут поменяться ролями.
Если ребенок не устал, у него сохранился интерес, можно предложить поиграть в игру « Что изменилось?»
Что изменилось?
Цель: развивать зрительную память, внимание
Играть можно практически с любым сенсорным материалом, со многими материалами математической зоны, зон русского языка и космического воспитания (фигурками и карточками для расширения словарного запаса).
Это упражнение может завершать трехступенчатый урок.
Материал подготовлен Борисовой О.Ф.
Добавить комментарий