Для того, чтобы ребёнок мог спокойно заниматься какой-либо развивающей деятельностью, он должен пребывать в специально подготовленной для этого среде. М.Монтессори придавала этому особое значение: «Подготовка среды и подготовка учителя есть практический фундамент нашего воспитания».
В подготовке и использовании помещений отражаются требования не только Монтессори-системы, но и российская специфика: все помещения должны соответствовать требованиям, предьявляемым к любому детскому дошкольному учреждению в нашей стране. Обязательно соблюдение общих гигиенических требований. Это то, что есть общего с «традиционными» дошкольными учреждениями. Теперь остановимся на отличиях.
В Монтессори-детском саду шкафчики низкие, с открытыми полками, на которых в свободном доступе стоят обучающие материалы. Большое значение придаётся эстетическому оформлению. Во многих группах живут растения, которые ставят низко, чтобы дети могли самостоятельно о них заботиться. С помощью шкафчиков помещение структурируется по зонам:
1. зона материала практической жизни;
2. сенсорная зона;
3. математическая зона;
4. языковая зона;
5. космическая зона.

Материалы в зонах располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA
В зоне упражнений в практической жизни располагаются окружающие ребёнка в повседневной жизни бытовые предметы (например, тряпочки, которые можно стирать, настоящий, но маленький утюг, которым можно гладить и т.п.). В этой зоне ребёнок учится пользоваться всеми этими предметами и получает навыки самообслуживания.
В зоне сенсорного развития ребёнок имеет
возможность познакомиться с различными ощущениями, развить их. Здесь находятся разнообразные удивительные штучки: одинаковые мешочки, набитые разными предметами (шишками, бусинами, ватой и т.д.), ощупывая которые ребёнок должен определить, что в них находится; разноцветные пластинки для знакомства с цветами; кусочки материалов от наждачной бумаги до не
жнейшего меха, дарящие непривычные тактильные ощущения.
Математическая зона укомплектована странными для большинства родителей материалами: набор красно-синих штанг, бусины для счёта и многое другое. С их помощью ребёнок осознает связь количества и и символа, обучается прямому и обратному счёту, последовательному счёту до 1000, делает упражнения на основные арифметические действия, учится анализу и логике… Может быть, он станет великим математиком?
С помощью материалов языковой зоны ребёнок учится писать и читать.
В космической зоне расположены материалы и упражнения, которые знакомят ребёнка с элементами естественнонаучной картины мира.
Большинство материалов сделаны таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно понять правильно или нет он выполняет упражнение. Каждый материал стоит на полке на отдельном подносике в единственном экземпляре и очень привлекательно выглядит. Работает с материалом тот ребёнок, который первым его взял. После окончания работы он ставит подносик с материалом обратно на полку, откуда его может взять другой ребёнок.

Хейн Ю.С., мама ребёнка из Монтессори-детского сада.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры