Основные концептуальные положения системы Монтессори, ее представления о ребенке.

В основе педагогической системы М. Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. Общими для всех людей законами развития, и в тоже время под влиянием его неповторимой индивидуальности.
Существование базисных потребностей человека – потребности в пище, тепле, сне, в физической и психической безопасности, в принятии и уважении, а также принадлежности к социальной группе и самореализации, требует создания необходимых организационно-педагогических условий для их удовлетворения и профессионального ухода за детьми и сопровождения в их жизнедеятельности.
По мере взросления ребенок реализует эти потребности через решение жизненных задач, которые лежат в основе возрастной периодизации, предложенной Марией Монтессори. Она считала, что ребенок обладает важным свойством — «впитывающим разумом», то есть способностью запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых — создать условия для такого «впитывания».
«Впитывающий разум» – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому, ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.
Свойства «впитывающего разума» можно наблюдать, предоставив детям специально-подготовленную среду, состоящую из стимулов для его проявления и, создав благоприятную атмосферу для спонтанной деятельности ребенка в ней. Такие условия предполагают свободу движений и выражения чувств ребенка, свободу выбора упражнений и темпа деятельности, а также свободу социальных взаимодействий и контактов.
Монтессори педагогика предполагает:
1.Педагогическую деятельность, центрированную на ребёнка. Это означает индивидуализацию по темпу развития, что определяется наличием подготовленного окружения и новой ролью педагога, несущего функцию наблюдения и сопровождения.
2.Творческую реализацию потенций ребёнка. Это осуществимо при работе ребёнка с материалами Монтессори, где он имеет возможность творчески разработать идею, сделать своё собственное открытие.
3.Свободу выбора ребёнком:
-материала, с которым он работает, (мотивом выбора служит индивидуальная внутренняя программа развития ребёнка, иначе говоря, интерес);
-пространства (ребёнок сам выбирает место работы);
-времени (начало и окончание, длительность работы);
-метода работы (каждый материал предполагает несколько вариантов работы);
-партнёрства (работать одному, с партнёром, с преподавателем);
-рефлексии (возможность продумать свой план работы);
-общения (право быть выслушанным, возможность иметь своё, пусть ошибочное, мнение);
-передвижений (может наблюдать за работой других детей).
4.Разновозрастность детей. Одна группа включает детей возрастом от 3-х до 6-ти лет. Дети старшего возраста являются носителями рабочей атмосферы группы, своей работой мотивируя деятельность новичков. Кроме того, помощь малышам помогает старшим детям закрепить уже полученные знания.
5.Отсутствие классно-урочной системы. Это позволяет ребёнку сосредоточится на предмете или явлении, составляющем в данный момент для него интерес, и расширить своё представление об этом, используя имеющиеся в классе пособия и материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры