Педагогика Марии Монтессори – это средовая педагогика. То есть, ребенок развивается и познает мир через специально созданную для него среду. Монтессори делала акцент на «впитывающей» способности мозга ребенка особенно в первые годы его жизни. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. У него нет критического фильтра в восприятии информации, он берет всю информацию, поэтому так важно, в какой среде растет ребенок. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо с вниманием относиться к созданию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши.

Домашняя монтессори – среда создает условия для развития у ребенка:
— Самостоятельности (так как вся среда адаптирована для малыша, соразмерна ему);
— Независимости (он действительно делает все сам, необходимо показать ему как нужно делать (презентацию) и создать условия для этого);
— Уверенности в себе (ребенок, которому многое подвластно в собственном доме и не нужно обращаться за помощью очень быстро начинает верить в свои силы и надеяться на себя);
— Самоуважения (и высокой самооценки; как следствие самостоятельности, уверенности в себе и независимости, самооценка повыситься);
— Навыков самообслуживания (главное правило, если ребенок научился чему – либо, то он теперь делает это сам!);
— Ответственности (дети, которые много чего умеют, самостоятельны и независимы, легко научаются нести ответственность за свои поступки, берут на себя ответственность за выполнение посильных домашних поручений.

Основные принципы организации монтессори – среды:
— Зонирование детского пространства (зонировать можно полками, ширмами);
— Доступность и удобство для ребенка (в соответствии с ростом, свободный подход);
— Соответствие возрасту ребенку;
— Баланс минимума и максимума (не нужно перегружать среду большим количеством игрушек, в ней должен быть порядок, который будет поддерживаться силами ребенка);
— Среда должна соответствовать задачам развития ребенка.

Домашняя монтессори-среда:
Прихожая в монтессори-среде. В прихожей нужен крючок для верхней одежды и свое место для ботиночек на полке для обуви. Важно помнить, что это делается для ребенка, чтобы он мог одеваться и раздеваться самостоятельно, а значит крючок на высоте ребенка и полка для обуви тоже.

Комната ребенка.
— Зона сна. Кровать низкая, чтобы малыш мог самостоятельно вставать и ложиться на нее. Кровать предназначена только для сна, в кровати не едят, не играют, не читают книг;
— Зона для работы. Полка с игрушками. Полку можно брать на вырост. Заполнять ее по мере роста ребенка. Не ставить на ее все игрушки сразу, а менять те, которые малыш уже не берет или легко с ними справляется раз в две недели. Помним, что ребенок поиграв, возвращает игрушку на полку сам, а затем берет другую, таким образом, на полке всегда будет порядок;
— Организация места для занятий. В монтессори – педагогике – это коврик (для работы на полу) и столик со стулом по росту ребенка. Коврик физически и психологически обозначает границы рабочего места, вторгаться в которое можно только с разрешения ребенка;
— Уголок для чтения. Он включает в себя полочки для книг, маленькое кресло, пуф и лампу. Полочки на высоте доступной для ребенка. Книг немного, их тоже можно постепенно менять;
— Шкаф для одежды. Шкаф для ребенка до 3-х лет высотой 80 см. Вешалки находятся на уровне ребенка. Одежды немного, в идеальном порядке, не забываем, что даем ребенку пример, цель небольшого шкафа постепенно научить ребенка следить за порядком в шкафу и выбирать себе одежду на каждый день;
Одежда. Одежда должна быть удобной. Желательно из натуральных материалов. Ее ребенок может надеть сам! Без зауженных штанин и горловин.

Ванная и туалет.
— Чистка зубов. Рекомендуется использовать зубную пасту без ароматов, они очень привлекательны для детей и мотивируют их есть зубную пасту. При чистке зубов – зеркало находится на уровне ребенка для самоконтроля;
— Унитаз. Он должен быть доступен для ребенка (подставка и накладка).

Кухня.

Стол и стул для приема пищи. Тоже соответствуют росту ребенка;
Скатерть и салфетка с маркировкой для сервировки стола перед приемом пищи;
Свободный доступ к питьевой воде. Это может быть маленький кулер или кувшинчик с кружкой на низком столике.
Стол и стул для приема пищи, Салфетки с маркировкой, Кувшинчик для питьевой воды в доступе ребенка.

На кухне важна организация самообслуживания, кухонные принадлежности в доступе ребенка, чтобы он мог самостоятельно организовать прием пищи. Помогать родителям в приготовлении пищи.

Правила работы ребенка на кухне для приготовления перекусов:
Предметы согласно размеру ребенка;
Подставка для работы за взрослым столом на кухне;
Создать условия для автономии (свой стол, подставка);
Доверять ребенку (посуда настоящая);

Важно! Оборудовать место и подготовить презентации (если вы даете ребенку почистить огурец и порезать, чтобы он мог его съесть сам или помочь в приготовлении салата, то вы готовите заранее: досочку, овощерезку, блюдце для очисток, ножик, блюдце для нарезанного огурца, вилку (если огурчик можно съесть на перекус) и т.д.

Источник: http://bessonova.org/post/organizatsiya-montessori-sredy-doma

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальные банеры